Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» Кемского муниципального района (МБОУ СОШ №1) Принята на заседании Утверждена методического совета приказом № 306 от 13 сентября 2022 года протокол № 1 от 31 августа 2022 года директор МБОУ СОШ №1 Е.Е. Куроптева Рабочая программа начального общего образования по предмету «Литературное чтение» (срок реализации – 4 года) Разработчики: Мехнина Светлана Владимировна учитель начальных классов г. Кемь 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" «Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребѐнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приѐмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учѐтом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе. Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе. Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»1 (180 ч: 100 ч предмета «Русский язык» и 80 ч предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель (40 часов), во 2—4 классах — по 136 ч (4 ч в неделю в каждом классе). ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ" Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретѐнные младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета «Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач: формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества (не менее четырѐх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка: сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторона сказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной (авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственные качества (отношение к природе, людям, предметам). Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чѐм рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь. Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трѐх-четырѐх доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса. Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил. Произведения о братьях наших меньших (трѐх-четырѐх авторов по выбору). Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных. Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребѐнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими. Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке. 2 КЛАСС О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не менее трѐх стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева, Н. М. Рубцова, С. А. Есенина и др.). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе. Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы. Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова и др.). Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки по выбору). Шуточные фольклорные произведения — скороговорки, небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом, «перевѐртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счѐт — основные средства выразительности и построения считалки. Народные песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок. Сказка — выражение народной мудрости, нравственная идея фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление): наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры. Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы (по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений природы (звуки, краски времѐн года). Средства выразительности при описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаѐт пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И. Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П. И. Чайковского, А. Вивальди и др.). О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном произведении (расширение круга чтения: не менее четырѐх произведений С. А. Баруздина, Н. Н. Носова, В. А. Осеевой, А. Гайдара, В. П. Катаева, И. П. Токмаковой, В. Ю. Драгунского, В. В. Лунина и др.). Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика (портрет), оценка поступков. Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка: «бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырѐх). Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев, особенностей языка (например, народная сказка «Золотая рыбка» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, народная сказка «Морозко» и сказка «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского). Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения. О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения; произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных — тема литературы (произведения Д. Н. МаминаСибиряка, Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, Г. А. Скребицкого, В. В. Чаплиной, С. В. Михалкова, Б. С. Житкова, С. В. Образцова, М. М. Пришвина и др.). Отражение образов животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание животных в художественном и научно-познавательном тексте. Приѐмы раскрытия автором отношений людей и животных. Нравственно-этические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота). Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с художникамииллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И. Чарушин, В. В. Бианки. О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по выбору). Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему поколению, радость общения и защищѐнность в семье. Тема художественных произведений: Международный женский день, День Победы. Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка (не менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро, братья Гримм, Х.-К. Андерсен, Дж. Родари и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Тема дружбы в произведениях зарубежных авторов. Составление плана художественного произведения: части текста, их главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга учебная, художественная, справочная. 3 КЛАСС О Родине и её истории. Любовь к Родине и еѐ история — важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения. Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки. Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения. Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приѐм повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина. Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи. Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, еѐ выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия). Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трѐх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текстарассуждения. Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Ф. Одоевского, В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации. Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырѐх авторов): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, С. В. Образцова, В. Л. Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера). Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трѐх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время. Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В. Голявкин и др. Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трѐх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Ц. Топелиуса, Р. Киплинга, Дж. Родари, С. Лагерлѐф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учѐтом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами. 4 КЛАСС О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырѐх, например произведения И. С. Никитина, Н. М. Языкова, С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, М. М. Пришвина, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов А. П. Платонова, Л. А. Кассиля, В. К. Железняка, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг. Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны. Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты). Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины — защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алѐши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова. Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). Круг чтения: литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трѐх). Развитие событий в басне, еѐ герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка. Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова (не менее трѐх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свѐрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова. Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь — особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности. Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ— ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, М. И. Цветаева и др. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приѐмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению. Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трѐх произведений): рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текстарассуждения в рассказах Л. Н. Толстого. Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы — тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трѐх авторов): на примере произведений А. И. Куприна, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Ю. И. Коваля и др. Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трѐх авторов): А. П. Чехова, Б. С. Житкова, Н. Г. Гарина-Михайловского, В. В. Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев. Пьеса. Знакомство с новым жанром — пьесой-сказкой. Пьеса — произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание. Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов М. М. Зощенко, В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, В. В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре. Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Т. Янссон и др. (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена. Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга — друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), еѐ справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книгапроизведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своѐ отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражѐнных в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. 1 КЛАСС понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов; владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объѐму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь; различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения); понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; владеть элементарными умениями анализа текста прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря; участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста; пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения; составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму; сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений); ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям; выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учѐтом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму; обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. 2 КЛАСС объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объѐму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года; различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма); понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения; различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни); владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный); описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от третьего лица; читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5 предложений); сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки, рассказы; ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям; выбирать книги для самостоятельного чтения с учѐтом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. 3 КЛАСС отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объѐму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; различать художественные произведения и познавательные тексты; различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам; различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный); характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия; пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учѐтом специфики учебного и художественного текстов; читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст; составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения; использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания); выбирать книги для самостоятельного чтения с учѐтом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. 4 КЛАСС осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объѐму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; различать художественные произведения и познавательные тексты; различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам; различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора); осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учѐтом правильности, выразительности письменной речи; составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений); использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания); выбирать книги для самостоятельного чтения с учѐтом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; использовать справочную литературу, включая ресурсы сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контр. работы практ. работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Раздел 1. Развитие речи 1.1. Понимание текста при его самостоятельном чтении вслух прослушивании и при 5 Итого по разделу: 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 5 Раздел 2. Слово и предложение 2.1. Различение слова и предложения. Работа с предложением: 1 выделение слов, изменение их порядка, распространение предложения. 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 2.2. Различение слова и обозначаемого им предмета. Восприятие 1 слова как объекта изучения, материала для анализа. 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 2.3. Наблюдение над значением слова. Активизация и 1 расширение словарного запаса. Включение слов в предложение. 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 2.4. Осознание единства звукового состава слова и его значения 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru Итого по разделу: 2 5 Раздел 3. Чтение. Графика. 3.1. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на 3 букву, обозначающую гласный звук). 3.2. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со 3 скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 3.3. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. 3 Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 3.4. Развитие осознанности и выразительности материале небольших текстов и стихотворений. на 2 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 3.5. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к 2 чтению целыми словами). 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 3.6. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство 3 самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 3.7. Звук и буква. Буква как знак звука. Различение звука и 3 буквы. 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 3.8. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие 32 согласные звуки. 1 3 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 3.9. Овладение слоговым принципом русской графики. 5 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 3.10. Буквы гласных как показатель твѐрдости — мягкости 3 согласных звуков. 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 3.11. Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом 3 слоге: обозначение гласного звука и указание на твѐрдость или мягкость предшествующего согласного. 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 3.12. Функции букв е, ѐ, ю, я. 4 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 3.13. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего 1 согласного звука в конце слова. Разные способы обозначения буквами звука [й’]. 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru чтения 3.14. Функция букв ь и ъ. 2 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 3.15. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью 1 букв 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru Итого по разделу: 70 СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС 1.1. Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) 6 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.2. Произведения о детях и для детей 9 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.3. Произведения о родной природе 6 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.4. Устное народное творчество — малые фольклорные жанры 4 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.5. Произведения о братьях наших меньших 7 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.6. Произведения о маме 3 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.7. Фольклорные и авторские произведения о чудесах и 4 фантазии 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.8. Библиографическая культура (работа с детской книгой) 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 13 3 1 Итого по разделу: 40 Резервное время 12 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 132 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контр. практ. работы работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1.1. О нашей Родине 6 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.2. Фольклор (устное народное творчество 16 2 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.3. Звуки и краски родной природы в разные времена года 8 (осень) 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.4. О детях и дружбе 12 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.5. Мир сказок 12 2 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.6. Звуки и краски родной природы в разные времена года 12 (зима) 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.7. О братьях наших меньших 18 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.8. Звуки и краски родной природы в разные времена года 18 (весна и лето) 2 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.9. О наших близких, о семье 13 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 11 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 14 0 1.10. Зарубежная литература 1.11. Библиографическая культура (работа с детской книгой и 2 справочной литературой) Резервное время 8 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 3 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контр. практ. работы работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1.1. О Родине и еѐ истории 6 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.2. Фольклор (устное народное творчество) 16 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.3. Творчество А.С.Пушкина 9 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.4. Творчество И.А.Крылова 4 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.5. Картины природы в произведениях поэтов и 8 писателей ХIХ века 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.6. Творчество Л.Н.Толстого 10 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.7. Литературная сказка 9 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.8. Картины природы в произведениях поэтов и 10 писателей XX века 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.9. Произведения о взаимоотношениях человека и 16 животных 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.10. Произведения о детях 18 2 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.11. Юмористические произведения 6 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.12. Зарубежная литература 10 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 14 0 1.13. Библиографическая культура (работа с детской 4 книгой и справочной литературой) Резервное время 10 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы 1.1. Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы всего контр. работы практ. работы О Родине, героические страницы истории 12 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.2. Фольклор (устное народное творчество) 11 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.3. Творчество А.С.Пушкина 12 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.4. Творчество И.А.Крылова 4 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.5. Творчество М. Ю. Лермонтова 4 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.6. Литературная сказка 9 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.7. Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века 7 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.8. Творчество Л. Н. Толстого 7 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.9. Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века 6 0 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.10. Произведения о животных и родной природе 12 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.11. Произведения о детях 13 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.12. Пьеса 5 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.13. Юмористические произведения 6 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.14. Зарубежная литература 8 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 1.15. Библиографическая культура (работа с детской книгой и 7 справочной литературой 1 0 https://uchi.ru/main https://education.yandex.ru 12 0 Резервное время 13 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Тема урока Количество часов Чтение в нашей жизни. 1 Речь устная и письменная. 1 Пословицы и поговорки об учении. 1 Речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, 1 благодарность, обращение с просьбой Слушание текста, понимание текста при его 1 прослушивании. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их 1 порядка, распространение предложения. Различение слова и обозначаемого им предмета. Восприятие слова как объекта изучения, 1 материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Активизация и расширение словарного запаса. Включение 1 слов в предложение. Осознание единства звукового состава слова и 1 его значения. Осознание единства звукового состава слова и 1 его значения. Пословицы о труде и трудолюбии. Слог. 1 Ударение. Ударный слог. 1 Звуки в окружающем мире и в речи. 1 Звуки в словах. 1 Слог-слияние. 1 Повторение и обобщение по теме. Любимые 1 сказки. «Азбука» – первая учебная книга». 1 Гласный звук [а], буквы А, а. 1 Гласный звук [о], буквы О, о. 1 Гласный звук [и], буквы И, и. 1 Гласный звук [ы], буква ы. 1 Гласный звук [у], буквы У, у. 1 Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. 1 Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. 1 Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. 1 Согласные звуки [т], [т’], буквы Т, т. 1 Животные и растения в сказках, рассказах и на 1 картинах художников. Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л. 1 Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. 1 Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. 1 Буквы Е, е. 1 Буквы Е, е. 1 Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. 1 Виды, формы контр. практ. контроля работы работы всего 0 0 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос 1 0 Устный опрос 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. 1 Чтение слов с новой буквой, предложений и 1 коротких текстов. Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. 1 Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. 1 Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. 1 Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. 1 Чтение предложений с интонацией и паузами в 1 соответствии со знаками препинания. Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. 1 Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. 1 Буквы Я, я. 1 Буква я в начале слов и после гласных в 1 середине и на конце слов. Чтение слов с новой буквой, предложений и 1 коротких текстов. Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. 1 Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. 1 Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. 1 Чтение слов с новой буквой, предложений и 1 коротких текстов. Буква ь – показатель мягкости предшествующих 1 согласных звуков. Чтение предложений с интонацией и паузами в 1 соответствии со знаками препинания. Твѐрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. 1 Сопоставление звуков [ж] и [ш]. 1 Буквы Ё, ѐ. 1 Буква ѐ в начале слов и после гласных в середине 1 и на конце слов. Звук [j’], буквы Й, й. 1 Чтение слов с новой буквой, чтение 1 предложений и коротких текстов. Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. 1 Сопоставление звуков [г] — [г’], [к] — [к’], [х] 1 — [х’]. Чтение слов с новой буквой, предложений и 1 коротких текстов Буквы Ю, ю. 1 Буква ю в начале слов и после гласных в 1 середине и на конце слов. Твѐрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. 1 Выразительное чтение небольших текстов и 1 стихотворений. Гласный звук [э], буквы Э, э. 1 Звук [э] в начале слов и после гласных. 1 Внеклассное чтение. В.В. Бианки «Лесная 1 газета» Мягкий глухой согласный звук [щ’]. 1 Буквы Щ, щ. 1 Чтение слов с новой буквой, чтение 1 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 0 0 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 1 0 Устный опрос 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 1 0 0 0 Устный опрос Устный опрос Устный опрос 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. предложений и коротких текстов. Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. 1 Выразительное чтение небольших текстов и 1 стихотворений. Мягкий и твѐрдый разделительные знаки. 1 Русский алфавит. 1 Проект «Живая Азбука». 1 Как хорошо уметь читать. С.Маршак «Как 1 хорошо уметь читать», В.Берестов «Читалочка». Е. Чарушин. «Как мальчик Женя научился 1 говорить букву «р». Одна у человека родная мать – одна у него и 1 Родина. К. Д. Ушинский «Наше Отечество». История славянской азбуки. В. Крупин. 1 «Первоучители словенские». История первого русского букваря. В.Крупин 1 «Первый букварь». А. С. Пушкин – гордость нашей Родины. 1 Рассказы Л. Н. Толстого для детей. 1 Произведения К. Д. Ушинского для детей. 1 Стихи К.И. Чуковского. «Телефон», 1 «Небылица». Рассказы В. В. Бианки о животных. «Первая 1 охота». Стихи С. Я. Маршака. «Угомон», «Дважды два». 1 Рассказы М. М. Пришвина о природе. 1 «Предмайское утро», «Глоток молока». Стихи А. Л. Барто. «Помощница», «Зайка», 1 «Игра в слова». Стихи С. В. Михалкова. «Котята». 1 Весѐлые стихи Б. В. Заходера. «Два и три». 1 Стихи В. Д. Берестова. «Пѐсья песня», 1. «Прощание с другом». Повторение по курсу обучения грамоте. 1 Внеклассное чтение. Стихи о весне. Знакомство с новым учебником «Литературное 1 чтение». Русские народные сказки. Фольклорная и литературная (авторская) сказка: 1 сходство и различия. Реальность и волшебство в русской сказке. 1 Событийная сторона сказок. 1 Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, 1 культура в сказках. Смысловое чтение народных (фольклорных) и 1 литературных (авторских) сказок. Понятие «тема произведения». 1 Ю. И. Ермолаев «Лучший друг». 1 Р. С. Сеф «Совет». 1 Н. М. Артюхова «Саша-дразнилка». 1 К. Д. Ушинский «Играющие собаки». 1 Л. Н. Толстой «Косточка». 1 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 1 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 1 0 Устный опрос 0 0 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос 0 0 Устный опрос 1 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. В. Г. Сутеев «Чей же гриб?» 1 Сравнение произведений по критериям: фамилия 1 автора, заголовок, тема, жанр, герои. Рассказ о прочитанной книге. 1 Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; 1 Родина, природа родного края. Чтение наизусть стихотворений о родной природе. А. Майков «Весна»; «Ласточка 1 промчалась…», А. Плещеев «Весна» (отрывок), «Травка зеленеет…». Т. М. Белозѐров «Подснежники», С. Я. Маршак 1 «Апрель». Репродукции картин и характеристика 1 зрительных образов. Чтение наизусть стихотворений о родной 1 природе. И. П. Токмакова «Ручей», «Весна». Выразительное чтение стихотворений. С. А. 1 Есенин «Черѐмуха». Малые жанры устного народного творчества. 1 Потешка – игровой народный фольклор. 1 Загадки – средство воспитания живости. 1 Пословицы – проявление народной мудрости. 1 Животные – герои произведений. 1 Взаимоотношения человека и животных в 1 произведениях русских авторов. С. В. Михалков «Трезор». Р. Сеф «Кто любит 1 собак…». Э. Шим «Жук на ниточке». 1 Характеристика героя. Н. И. Сладков «Лисица и 1 Ёж». Е. И. Чарушин «Томка». Виды текстов: художественный и научнопознавательный, их сравнение. В. Д. Берестов 1 «Лягушата», В.В. Бианки «Голубые лягушки». Рассказ о любимом питомце (собаке, кошке) с 1 использованием рисунков Произведения о любви к своей маме, семье, 1 родным, Родине. Чтение наизусть стихотворений о любви к своей семье, родным, Родине Е. А. Благининой, А.Л. 1 Барто, В.Д.Берестова, Э. Э. Мошковской и др. Чтение наизусть стихотворений о любви к своей семье, родным, Родине Е. А. Благининой, А.Л. 1 Барто, В.Д.Берестова, Э. Э. Мошковской и др. Чтение стихотворных произведений о чудесах и 1 превращении, словесной игре и фантазии. Выразительное чтение стихотворений. К. И. Чуковский «Путаница», И. П. Токмакова «Мы 1 играли в хохотушки», И. М. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». Выразительное чтение стихотворений. Б. В. 1 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос Устный опрос 1 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 1 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос Устный опрос 1 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос 0 0 Устный опрос Заходер «Моя вообразилия», Ю. П. Мориц «Сто фантазий», Ю. Тувим «Чудеса». 131. Английские народные песни и небылицы. 1 132. Книга – источник необходимых знаний. 1 Общее кол-во 132 0 1 13 0 0 0 Устный опрос Устный опрос УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1 КЛАСС Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 1 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: 2 КЛАСС Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 2 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ; Введите свой вариант: 3 КЛАСС Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г., Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ; Введите свой вариант: 4 КЛАСС Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1 КЛАСС Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс 2 КЛАСС Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс 3 КЛАСС Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс 4 КЛАСС Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1 КЛАСС Азбука. Электронная форма учебника (полная версия). 1 класс. В 2-х ч. Ч. 1, 2 (https://media.prosv.ru/content/item/reader/7581 ; https://media.prosv.ru/content/item/reader/7582) ; Электронная форма учебника «Литературное чтение». 1 класс. В 2-х ч. Ч. 1, 2 (https://media.prosv.ru/content/item/7698/ ; https://media.prosv.ru/content/item/7700/ ) Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/class/1/ ) 2 КЛАСС Азбука. Электронная форма учебника (полная версия). 2 класс. В 2-х ч. Ч. 1, 2 (https://media.prosv.ru/content/item/reader/7581 ; https://media.prosv.ru/content/item/reader/7582 ); Электронная форма учебника «Литературное чтение». 2 класс. В 2-х ч. Ч. 1, 2 (https://media.prosv.ru/content/item/7698/; https://media.prosv.ru/content/item/7700/) Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/class/1/ ) 3 КЛАСС Азбука. Электронная форма учебника (полная версия). 3 класс. В 2-х ч. Ч. 1, 2 (https://media.prosv.ru/content/item/reader/7581 ; https://media.prosv.ru/content/item/reader/7582 Электронная форма учебника «Литературное чтение». 3 класс. В 2-х ч. Ч. 1, 2 (https://media.prosv.ru/content/item/7698 /; https://media.prosv.ru/content/item/7700/ ) Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/class/1/ ) ); 4 КЛАСС Азбука. Электронная форма учебника (полная версия). 4 класс. В 2-х ч. Ч. 1, 2 (https://media.prosv.ru/content/item/reader/7581 ; https://media.prosv.ru/content/item/reader/7582 ); Электронная форма учебника «Литературное чтение». 4 класс. В 2-х ч. Ч. 1, 2 (https://media.prosv.ru/content/item/7698/ ; https://media.prosv.ru/content/item/7700/ ) Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/class/1/ ) МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Справочные таблицы, карточки со слогами, схемы звуков, слогов, слов, предложений, предметные картинки. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Ноутбук; интерактивная доска, мультимедийный проектор, колонки МБОУ СОШ №1, Куроптева Елена Ервандовна, ДИРЕКТОР 26.09.2022 16:13 (MSK), Сертификат 61DEA500FFADB8B84CBC665D381D2AE1