Министерство Просвещения Российской Федерации Министерство образования и спорта Республики Карелия Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» Кемского муниципального района (МБОУ СОШ №1) Принята на заседании Утверждена методического совета приказом № 294 от 14 сентября 2023 года протокол № 1 от 31 августа 2023 года директор МБОУ СОШ №1 Е.Е. Куроптева РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 1-4 классов г. Кемь 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: — знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); — развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; — обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; — развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции. Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность. Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек. Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели. Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека. апршешкег Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом». Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?» Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма. Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная. Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время? Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни. Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования. Что такое честь. Что такое достоинство. Что такое совесть. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть». Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты. Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый. Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» Россия — наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ • • • • • • • • • • • • • • ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; • • • • • • • • • • • • • • • • • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Универсальные учебные действия Познавательные УУД: ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные УУД: использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. Регулятивные УУД: проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; • • • • • • • • • • • • • • • • проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные • • • • • • • • • • • • • • • праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей; распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося: выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; • • • • • • • • • • • • • • • раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей; распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре; рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений: • • • • • • • • • • • • • • • • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми; раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях; соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России; раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий; рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера); рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими; рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции); раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России; распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре; рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды); излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; • • • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Модуль «Основы Светской Этики» № п/п Название раздела/темы Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 Этика общения Этикет Этика человеческих отношений Этика отношений в коллективе Простые нравственные истины Душа обязана трудиться Посеешь поступок - пожнешь характер Судьба и родина едины Итого: 5 4 4 4 4 4 4 5 34 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ Модуль «Основы православной культуры» № п/п Название раздела/темы Количество часов Россия — наша Родина Культура и религия. Введение в православную духовную традицию Во что верят православные христиане Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему Отношение к труду. Долг и ответственность Милосердие и сострадание Православие в России Православный храм и другие святыни Символический язык православной культуры: христианское искусство 1 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 4 4 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 2 https://uchitelya.com/orkse/ 2 5 3 6 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники Христианская семья и её ценности Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России Итого: 3 2 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 34 Модуль «Основы религиозных культур народов России» № п/п Название раздела/темы Количество часов 1 2 Россия – наша родина Культура и религия. Возникновение религий. Мировые религии и их основатели Священные книги религий мира Хранители предания в религиях мира Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания Человек в религиозных традициях мира Священные сооружения Искусство в религиозной культуре Творческие работы учащихся История религий в России Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни Праздники и календари Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Семья Долг, свобода, ответственность, труд Любовь и уважение к Отечеству Творческие работы учащихся Итого: 1 4 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 2 1 2 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 1 2 2 2 2 2 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 2 2 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 1 https://uchitelya.com/orkse/ 1 1 1 5 34 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Модуль «Основы Светской Этики» № п/п Название темы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Россия - наша Родина Этика – наука о нравственной жизни человека Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитие добрых чувств – творение души Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «СО». С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к тебе. 1 1 https://uchitelya.com/orkse/ 1 1 1 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 1 1 1 1 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 1 1 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 1 https://uchitelya.com/orkse/ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 1 https://uchitelya.com/orkse/ 1 1 1 1 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 1 1 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ Модуль «Основы православной культуры» № п/п 1 Название темы Россия-наша Родина 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Культура и религия Как христианство пришло на Русь Бог, мир, труд, человек Библия Ошибка первых людей Вдали от рая В ожидании Спасителя Десять заповедей Благовещение. Рождество Христово Богоявление. Искушение в пустыне Нагорная проповедь Евангельские притчи Крест Пасха Итоговые учебные проекты Храмы России Храмы России Икона Икона Церковнославянский язык Православная молитва Церковь Причастие Покаяние Подвиг Брак Родители и дети Монашество Труд и творчество Любовь – вершина добродетелей Суд Божий и суд человеческий Отечество земное и небесное Повторение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ Модуль «Основы религиозных культур народов России» № п/п Название темы Количество часов 1 2 3 4 Россия-наша Родина Культура и религия Культура и религия Возникновение религий. Древнейшие верования Возникновение религий. Религии мира и их основатели Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака Священные книга мира: Тора, Библия, Коран, Типитака 1 1 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 1 https://uchitelya.com/orkse/ 1 https://uchitelya.com/orkse/ 1 https://uchitelya.com/orkse/ 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Хранители предания в религиях мира Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад Человек в религиозных традициях мира Священные сооружения Священные сооружения Искусство в религиозной культуре Искусство в религиозной культуре Творческие работы учащихся Презентация творческих работ История религии в России История религии в России Религиозные ритуалы Обычаи и обряды Паломничества и святыни Праздники и календари Праздники и календари Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Семья Долг, свобода, ответственность, труд Любовь и уважение к Отечеству Подготовка творческих проектов Подготовка творческих проектов Презентация творческих проектов Презентация творческих проектов Презентация творческих проектов 1 1 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 1 https://uchitelya.com/orkse/ 1 https://uchitelya.com/orkse/ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ 1 https://uchitelya.com/orkse/ 1 1 1 1 1 1 1 1 https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Модуль «Основы светской этики» Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. класс/Шемшурина А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» 4 Модуль «Основы православной культуры» Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4 класс/Васильева О.Ю., Кульберг А.С., Корытко О.В. и др. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Модуль «Основы религиозных культур народов России» Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур народов России. 4 класс/Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Модуль «Основы светской этики» Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики Методическое пособие https://prosv.ru/\_data/assistance/107/67d58e72-f44e-11e2-8818-0050569c0d55.pdf Примерная рабочая программа НОО Основы религиозных культур и светской этики https://edsoo.ru/download/447/?hash=9cc70b60e8cbfdf9ee28f8be2e53600c Модуль «Основы православной культуры» Методические материалы для всех уроков учебника "Основы православной культуры" под редакцией О.Ю. Васильевой Модуль «Основы религиозных культур народов России» Мифы народов мира, Н.И. Девятайкина «Феникс» Ростов-на-Дону «Цитадель-трейд» Москва 2006. Традиционная народная культура – педагогические и досуговые технологии, Учебное пособие Р.Г. Салахутдинов Казань 2005. Проверь свои знания, энциклопедия для детей Н.Л. Вадченко ИКФ «Сталкер» 1997 (5 том, Буддизм). ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.mon.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.standart.edu.ru - Сайт Государственные образовательные стандарты второго поколения http://www.vestnik.edu.ru Сайт журнала «Вестник образования» http://www,ug.ru Сайт « Учительской газеты» http://www,n-shkola.ru - Сайт журнала « Начальная школа» http://www,ppoisk.com - Сайт журнала «Современный урок: начальная школа Модуль «Основы светской этики» https://www.klass39.ru/multfilmy-my-zhivyom-v-rossii/ https://videouroki.net/ http://catalog.prosv.ru/attachment/4cf3f062-004b-11e4-a3fe-0050569c7d18.pdf https://uchitelya.com/orkse/181132-konspekt-uroka-po-predmetu-orkse-kazhdyy-interesen-4klass.html https://www.culture.ru/s/detyam/ https://parables.ru/detskie/ Модуль «Основы православной культуры» http://pravoslavie.ru/ Православие. Ру. https://muzlo.at.ua/publ/ - анимированные истории ветхого завета, мультсериал «Моя первая Библия» https://rojdestvo.paskha.ru/children - детский сайт о Рождестве https://parables.ru/detskie/ - детские притчи https://pritchi.ru/ - притчи http://www.otdelro.ru/ - отдел религиозного образования http://www.hristianstvo.ru / - каталог православных ресурсов сети интернет http://www.pravkniga.ru/ - книги издательства «Даръ» http://www.bogoslov.ru/ - научный богословский портал http://pravoslavie.ru/ - Православие. Ру. http://www.patriarchia.ru/ - Официальный сайт Московского патриархата https://clever-lab.pro/сообщество учителей https://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ - материал (презентации, разработки уроков) по основам православной культуры Модуль «Основы религиозных культур народов России» https://www.uchportal.ru/load/271-1-0-93210?ysclid=l4gxr3klg128140329 https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoе/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/ https://uchitelya.com/orkse/ https://infourok.ru/material.html?mid=44599& https://rutube.ru/video/97047be2020daaf900cfd88dfdc86b32/ ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1" КЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Куроптева Елена Ервандовна, директор 15.11.23 13:35 (MSK) Сертификат FC922D35C9C87E15412473DA2336F687