РП Моя Карелия (2023)

Министерство Просвещения Российской Федерации
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» Кемского муниципального района
(МБОУ СОШ №1)

Принята на заседании

Утверждена

методического совета

приказом № 294 от 14 сентября 2023 года

протокол № 1 от 31 августа 2023 года

директор МБОУ СОШ №1 Е.Е. Куроптева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Моя Карелия»
для обучающихся 5-9 классов

г. Кемь
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Моя Карелия» на уровне основного
общего образования составлена на основе положений и требований ФГОС ООО (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования», с учётом Примерной основной образовательной программы основного
общего образовании (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022), и федеральной
программы воспитания.
Рабочая программа по учебному предмету «Моя Карелия» включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по «Моей
Карелии», тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения «Моя Карелия», место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению
планируемых результатов.
Планируемые результаты освоения программы по «Моей Карелии» включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного
общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
Содержание обучения раскрывают содержательные разделы (соответствуют
основным учебным предметам основного общего образования), которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
В тематическом планировании представлены разделы и темы каждого года
обучения, и виды деятельности обучающихся.
Включение учебного предмета региональной направленности в систему основного
общего образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением,
воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности. Учебный предмет «Моя
Карелия» носит интегрированный характер, выраженный в соединении содержания
учебного материала о природе, истории, культуре Карелии, что дает возможность
получить целостное представление об исторических, географических, культурологических
и экономических особенностях своего региона и служит важным ресурсом
самоидентификации личности в современном окружающем социуме
Целью изучение учебного предмета «Моя Карелия» является:
развитие и воспитание личности, формирование гражданской компетентности на
основе изучения природы, истории, культуры Карелии, осмысления процессов развития
региона в общероссийском контексте, активизации познавательной и самостоятельной
практической деятельности обучающихся.
Задачами изучения учебного предмета «Моя Карелия» являются:
- формирование ориентиров у обучающихся гражданской, этнонациональной,
социальной и культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к прошлому и настоящему
многонационального народа России, Республики Карелия;
- овладение знаниями о природе, истории, культуре и основных этапах развития
Карелии и пониманием её природной и социо-культурной специфике;
- развитие способностей у обучающихся наблюдать, сравнивать, характеризовать,
анализировать, выделять особенности природных, исторических, культурных объектов
Карелии, рассматривать события и явления прошлого и настоящего в их
динамике,взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование ценностных ориентаций личности и способствование её активному
включению в созидательную общественно-полезную деятельность.

Выделение предметных содержательных разделов в программе учебного предмета
«Моя Карелия» даёт возможность дополнения учебного материала региональной
направленности в содержание учебных предметов обязательной части основной
образовательной программы: обществознание, история, биология, география, литература,
искусство, технология.
На изучение учебного предмета «Моя Карелия» с 5 по 9 класс отводится 0.5 или 1
час в неделю. Программа рассчитана в 5 классах – 34 часа, в 6 классах – 17 часов, в 7
классах – 34 часа, в 8 классах – 34 часа, в 9 классах – 17 часов.
Программа учебного предмета «Моя Карелия» на уровне основного общего
образования предусматривает изучение в 5 классе раздела «Моя Карелия. Путешествие по
родному краю». Содержание данного раздела представлено в рассказах о природных,
исторических и культурных достопримечательностях Карелии в форме заочного
путешествия. В основе
изложения содержания о географическом своеобразии и
культурно – исторических особенностях районов Карелии использован интегрированный
подход.
Содержание учебного материала в 6-9 классах структурируется по содержательным
разделам, соответствующим содержанию основных учебных предметов обязательной
части основной образовательной программы: обществознание, география, биология,
история, литература, изобразительное искусство.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

5 КЛАСС
Основные
географические
объекты,
природные
и
исторические
достопримечательности Карелии. Муниципальные районы и города Карелии. Первые
жители Карелии. Археологические памятники. Образ жизни, занятия населения края в
середине первого тысячелетия. Места расположения поселений. Жилища и хозяйственные
постройки. Город-крепость Олонец. Природные и культурные достопримечательности
Олонца.
Рождение Петрозаводска. Петровский завод. Его место и роль в истории России и
Карелии. А.Д. Меншиков. Строительство Александровского завода. В Генин. Улицы и
районы Петрозаводска.
Герб Петрозаводска. ПетрозаводскийКаменный
бор.
Месторождение
кварцитопесчанника.
Использование
кварцитопесчанника
при
строительстве города и Александровского завода. Современное состояние карьера.
Районы, города, населенные пункты Карелии, их месторасположение, природные,
культурные и исторические достопримечательности.
Вепсское село Шокша. Занятия местного населения. Добыча кварцита и его
использование.
Сортавала: город-парк. Архитектурные особенности города. Городские парки: парк
Ваккосалми, парк Таруниеми. Валаамский архипелаг. Остров Валаам. Природные и
рукотворные особенности ландшафта. Валаамский монастырь.
Петроглифы Онежского озера. Бесов нос. Животный мир в наскальных
изображениях древних людей. Занятия населения пудожского района. Рыболовство.
Выращивание и обработка льна. Стеклодувный промысел. Использование пудожского
гранита.
Ведлозерский национальный парк. Растительный и животный мир Ведлозерья.
Заонежье. Село Шуньга. Занятия населения. Шуньгская ярмарка. Черный минерал –
шунгит. Устное народное творчество Заонежья. И.А. Федосова – сказительница.
Кижи. Плотницкое мастерство жителей: строительство деревянных домов и церквей.
Лодка-кижанка. Изделия кижских кузнецов и ювелиров. Родина русского былинного
эпоса. Трофим Рябинин.
Кондопога. Полезные ископаемые: Тивдийский мрамор и его использование.
Кондопожская ГЭС. Природный памятник – водопад Кивач. Современный город
Кондопога, его культурное и промышленное развитие.
Марциальные воды: первый русский курорт. Целебный источник и история его
открытия. Санаторий «Марциальные воды».
Надвоицы и Сегежа. Воицкий рудник, его история. Город Сегежа. Сегежский
бумажный комбинат и его продукция.
Поморье – морская Карелия. Поморские промыслы: рыболовство, охота на морского
зверя.Поморские морские суда.
Архипелаг Соловецких островов. Соловецкий монастырь. Хозяйственная
деятельность монастыря.
Кемь: его история. Герб Кеми. Природные богатства. Солеварение. Добыча и
использование жемчуга.
Лоухский район. Природные богатства: слюда, беломорит. Добыча слюды и ее
использование. Национальный парк Паанаярви. Сказки края – М. Коргуев.
Калевала. Эпос «Калевала». ЭлиасЛеннрот. Руныи рунопевцы. Питкярантский район
– приграничная территория. Природные богатства – олово, медь, гранит.Целлюлозный
завод «Питкяранта».
Костомукша. Герб города. Месторождение магнитокварцита. Комбинат «Карельский
окатыш» и его продукция. Социо-культурное своеобразие города.

Музеи Карелии. Национальный музей Республики Карелия, его постоянные
экспозиции. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Районные
краеведческие и школьные музеи.
6 КЛАСС
Раздел I. Обществознание
Общественно- политическое устройство Республики Карелия. Карелия – субъект
Российской Федерации. Административно – территориальное деление. Государственная
символика Республики Карелия: флаг, герб и гимн Республики Карелия. Основы
организации государственной власти в Республике Карелия. Участие граждан Карелии в
политической жизни республики.
Региональная социальная среда. Население Карелии. Многонациональный состав
населения. Этнические общности. Межнациональные отношения в Карелии. Духовная
жизнь Карелии. Проявление различных форм культуры в республике. Актуальные
проблемы общественной жизни республики.
Раздел II. География.
Географическое положение Республики Карелия.Географические координаты.
Географические центры и крайние точки Карелии
Состав, строение и развитие земной коры и литосферы в пределах Карелии. Рельеф
Карелии: формирование и изменения под влиянием внутренних, внешних и техногенных
процессов. Литосферные природные памятники Карелии.
Полезные ископаемые. Металлические полезные ископаемые.Неметаллические
полезные ископаемые.
Климат Карелии. Особенности атмосферной циркуляции над Карелией. Погода и
климат Карелии. Адаптация человека к климатическим условиям Карелии.
Гидросферные объекты Карелии: состав и строение. Белое море как часть Мирового
океана, его взаимодействие с атмосферой и сушей, строение рельефа дна; система
течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование человеком.
Поверхностные и подземные воды Карелии. Водные ресурсы Карелии, их размещение и
качество. Гидросферные природные памятники Карелии.
Раздел III. Биология
Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Приемы
выращивания и размножения растений в условиях Карелии, ухода за ними. Жизненные
формы цветковых растений, многообразие жизненных форм в Карелии.
Экскурсия в природные экосистемы (1-2) для изучения жизненных форм растений и
условий их произрастания.
Практические работы: «Вегетативное размножение культурных растений»,
«Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных условиях или в
природе».
Раздел IV.История
Наш край с древнейших времен до конца XV в.
Карелия в древности. Археологические памятники. Древнейшее население края.
Занятия и образ жизни. Религиозные верования.
Карелия в IX - XII вв. Славянская колонизация территории Карелии. Корела и весь.
Вхождение Карелии в состав древнерусских земель. Хозяйственное освоение края.
Карелия в XIII – середине XV вв. Край в составе Великого Новгорода: особенности
положения. Утверждение христианства. Экономическое развитие, торговля. Боярское и
монастырское землевладение. Борьба карелов и новгородцев против шведской агрессии.
Раздел V. Литература
Карелия – край классического фольклора. Былины Карелии (былины по выбору).
Открытия П. Н. Рыбникова и А. Ф. Гильфердинга. Династия сказителей Рябининых.
Сказитель В. Щеголенок.

Сказки Карелии: Поморья, Заонежья, Пудожья (волшебные, новеллистические, о
животных, Сказки «Как старик горох сеял» и «Медведь и лиса»). Сказочник М. Коргуев
(одна - две сказки по выбору).
«Калевала». Роль Э. Лёнрота в создании «Калевалы».
Природа и человек в литературных произведениях о Карелии. К. Паустовский (гл.
«Белая ночь» из повести «Золотая роза»), В. Соловьёв («Дятлов шедевр»), В. Сергин
(«Отчий дом», «Кижи»). Бережное, любовное отношение к природе родного края.
Раздел VI. Культура
Изобразительное искусство и архитектура Карелии. Художественная культура
Карелии. Иконопись Карелии. Своеобразие архитектуры и живописи Карелии. Памятники
народного зодчества. Древнейший храм Севера – церковь Лазаря Муромского (XIV в.).
Монастыри Севера XVI – XVIв.в.
Типы жилищ. Особенности постройки и убранства северной избы.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов
Карелии. Народное художественное творчество. Специфика образно-символического
языка в произведениях декоративно-прикладного искусства Карелии: керамика, предметы
быта, ткачество. Орнамент как основа декоративного украшения. Орнамент на глиняных
изделиях, в ткачестве, вышивке, вязании, плетении различных районов Карелии.
7 КЛАСС
Раздел I. Обществознание
Человек как участник правовых отношений. Права ребенка и возможности их
правовой защиты в Карелии. Молодежное движение в Карелии: организации, союзы,
проекты и направления их деятельности. Молодежная культура, её особенности.
Конституция Республики Карелия – основной закон Республики. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в Карелии. Уполномоченный
по правам ребенка в Карелии. Правозащитные органы Карелии.
Раздел II. География.
Литосфера и рельеф Карелии. Основные этапы формирования современного рельефа
Карелии. Внешние и внутренние процессы рельефообразования.
Атмосфера и климат Карелии. Закономерности распределения температуры воздуха.
Закономерности распределения атмосферных осадков. Природно-климатические условия
жизни населения Карелии. Практическая работа: «Представление результатов наблюдения
за погодой своей местности».
Природно-территориальные комплексы. Основные природные комплексы Карелии.
Леса. Болота. Луга. Горно-тундровые комплексы. Прибрежно—водяные комплексы.
Неблагоприятные природные процессы и явления на территории Карелии и их
влияние на жизнедеятельность населения.Практическая работа «Характеристика
изменений компонентов природы на территории Карелии в результате деятельности
человека».
Раздел III. Биология
Растения в природных сообществах (экосистемах).
Экологические факторы, определяющие своеобразие растительного мира Карелии.
Экосистемы Карелии, их особенности. Приспособления растений к среде обитания.
Растительные сообщества Карелии: лес, водоёмы, болота. Видовой состав
растительных сообществ, преобладающие в них растения, взаимосвязи между ними.
Сохранение биоразнообразия растительного мира Карелии. Редкие растения Карелии.
Экскурсия в природные экосистемы (1-3) для изучения видового разнообразия
растений.
Раздел IV.История
Наш крайвXVI– XVII вв.

Включение Карелии в состав Российского государства. Корельский уезд. Город
Корела. Сельское хозяйство. Солеварение и железоделательный промысел. Развитие
ремесла. Крестьянское предпринимательство. Развитие торговли. Повенецкий рядок.
Шведская агрессия в Карелии в конце XVI века. Оборона Корелы. Корельский уезд в
составе Швеции: хозяйственные и политические последствия. Основание Олонца. Олонец
– административный центр края. Появление первых металлургических заводов.
Старообрядцы в Карелии. Соловецкое восстание 1668-1676 гг.
Раздел V. Литература
Влияние фольклора Карелии на литературу. В. П. Щеголёнок. «Архангел». Л. Н.
Толстой. «Чем люди живы?» Ю. П. Казаков. «Калевала»
Литература XVIII-XIX веков
Г. Державин. Ода «Водопад». Г. Р. Державин – губернатор Олонецкого края.
История создания оды. Символика образа водопада: человеческая жизнь, слава,
всепожирающее время. Своеобразие стиля.
Ф. Глинка. Личность и творчество Ф. Н. Глинки. Поэма «Карелия». Кивач как
символ жизни. Живописное мастерство поэта.
Литература XX века.
Тема устного народного творчества в карельской литературе. Я. Ругоев «Кантеле».
Сказ о создании национального инструмента («Кленовое кантеле» В. И. Пулькина).
Искусство как способ духовного противостояния войне в повести Д. И. Гусарова
«Партизанская музыка». Тема преемственности традиций в лирике Р. Рождественского.
Образ И. Федосовой в стихотворении «На Юсовой горе».
Тематическое и жанровое разнообразие карельской литературы и литературы о
Карелии.
Раздел VI. Культура
Культурное пространство Карелии XVI-XVIIвв.
Устное народное творчество. Карельские руны. Былины.Грамотность и книжность.
Архитектура.Деревянное зодчество. Шатровый стиль в архитектуре. Монастырские
ансамбли.
Изобразительное искусство. Иконопись. «Северное письмо». Иконы XVI-XVII вв. в
коллекции Музея изобразительных искусств Карелии («Божья Матерь Смоленская»,
«Илья Пророк в пустыне», «Святой Власий»).
8 КЛАСС
Раздел I. Обществознание
Отличительные черты экономической жизни Республики Карелия. Основные
отрасли экономики Карелии. Крупные предприятия и их роль в жизни Карелии. Товары и
услуги, ресурсы Карелии и потребности населения. Особенности рынка труда в Карелии.
Рыночные отношения в Республике Карелия. Бизнес и предпринимательство. Малое
предпринимательство и фермерское хозяйство в республике. Роль экономики республики
Карелия в экономической системе России. Внешнеэкономические связи Республики
Карелия. Наука и образование в Республике Карелия.
Раздел II. География
Время на территории России. Карелия на карте часовых поясов Земли. Местное,
поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей.
Природа России. Природные условия и ресурсы Карелии. Природные ресурсы
Карелии. Классификация природных ресурсов. Природно-ресурсный капитал и
экологический потенциал Карелии. Принципы рационального природопользования и
методы их реализации. Минеральные ресурсы края и проблемы их рационального
использования. Почвенный покров Карелии. Условия образования
почв Карелии.
Особенности почв своего края (поселения). Изменение почв под влиянием деятельности
человека.
Антропогенные
изменения
природно-территориальных
комплексов.

Охраняемые природные территории Карелии. Государственные природные заповедники
Карелии. Национальные парки. Памятники природы на территории Карелии.
Раздел III. Биология
Животные в природных сообществах (экосистемах).
Животные в природных сообществах (экосистемах) Карелии, взаимосвязи между
ними и с другими организмами. Пищевые связи в природных сообществах.
Многообразие животных Карелии. Сохранениебиоразнообразия животных Карелии.
Редкие животные Карелии.
Раздел IV.История
Карелия в XVIII веке. Боевые действия на территории Карелии в период Северной
войны. «Осударева дорога». Лодейнопольская верфь. Олонецкие Петровские заводы и их
деятельность в годы войны. Основание Петровской слободы. Преобразование Петровской
слободы в город Петрозаводск. Создание Олонецкой губернии. Державин Г.Р. – первый
губернатор края. Система управления в Олонецкой губернии. Экономическое развитие
края: сельское хозяйство, новые промыслы. Развитие металлургии. Кончезерский завод.
Александровский пушечный завод. Быт населения Карелии во второй половине XVIII
века.
Быт населения Карелии в XVIII веке. Влияние реформ Петра I на развитие культуры
в крае. Становление системы образования и здравоохранения. Горнозаводская школа.
Марциальные воды. Фольклор: народные предания о Петре Великом
Раздел V. Литература
Судьба человека и народа на крутых поворотах истории. Д. И. Балашов. «Марфапосадница» (Отрывок). Тема созидательного труда в произведении. Образы Марфыпосадницы и Зосимы Соловецкого. К. Г. Паустовский. «Судьба Шарля Лонсевиля».
История создания повести. Роль личности в истории.
Нравственные основы личности в осмыслении А. Платонова («Сампо»), поэтов Я.
Виртанена и ЛеаХело.
Раздел VI. Культура
Изобразительное искусство и архитектура Карелии.
Архитектура Карелии XVIII века. Деревянная церковь Апостола Петра в
Марциальных Водах. Особенности градостроительства Петрозаводска в XVIII веке.
Мемориальные ансамбли Карелии.
Изобразительное искусство XVIII века: гравюры, портретная живопись, иконопись.
Прикладное искусство: творения карельских литейщиков, эмальеров из Выгореции,
мастеров бытовых предметов.
9 КЛАСС
Раздел I. Обществознание
Основы конституционного строя Республики Карелия. Законодательные,
исполнительные и судебные государственные органы власти в Карелии. Глава Республики
Карелия. Законодательное собрание и правительство Республики Карелия. Судебная
система. Местное самоуправление. Участие граждан Карелии в политической жизни
республики. Становление гражданского общества в республике.
Карелия - многонациональная республика. Основные направления социальной
политики Республики Карелия.
Развитие информационного пространства Карелии. Профессии настоящего и
будущего. Непрерывное образование и возможности его получения в Карелии.
Раздел II. География
Общая характеристика хозяйства Карелии. Состав хозяйства: важнейшие
межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая структура, функциональная и
территориальная структуры хозяйства региона, факторы их формирования и развития.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства Карелии. Природно-

ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.
Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и
перспективы развития Карелии.
Инфраструктурный комплекс. Коммуникационный комплекс. Морской, внутренний
водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.
География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии
связи, крупнейшие транспортные узлы. Информационная инфраструктура.
Различия территории Карелии по условиям и степени хозяйственного освоения.
Карелия как часть Европейского Севера России и Арктической зоны Государственная
политика как фактор развития производства. Региональная целевая программа «Стратегии
социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года».
Раздел II. Биология
Человек и окружающая среда.Здоровье человека и факторы риска болезни в
условиях Карелии. Генетические факторы, влияющие на здоровье человека.
Экологические факторы, влияющие на здоровье человека в Карелии: состояние воздуха,
воды, почвы, продуктов питания, резкая смена погодных явлений, повышенный уровень
радиационного, магнитного и других излучений, инфекции. Меры профилактики
заболеваний, вызванных влиянием данных факторов.
Социальные факторы, негативно влияющие на здоровье человека в Карелии: условия
и образ жизни (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков, неправильное
питание, недостаток сна, стрессовые ситуации, гипо- и гипердинамия, вредные условия
труда, плохие материально-бытовые условия, непрочность семьи, высокий уровень
урбанизации), низкое качество медицинского обеспечения. Меры профилактики
негативного влияния социальных факторов. Способы укрепления здоровья.
Примерные темы проектных и исследовательских работ:\
Профилактика отравлений и первая помощь при отравлении ядовитыми растениями
и грибами Карелии.
Заболеваемость туберкулёзом в РК, профилактика туберкулёза.
Особенности климата Карелии, его влияние на заболеваемость органов дыхания у
местного населения.
ВИЧ-инфекции и распространение СПИДа в Карелии, в своей местности,
возможность анонимных исследований крови.
Возможные причины ослабления иммунитета у жителей Карелии.
Причины и профилактика нарушения работы щитовидной железы в условиях
Севера.
Биоритмы человека, адаптация организма к условиям жизни на Севере.
Значение закаливания организма в условиях Севера.
Раздел IV.История
Наш край в XIX - начале XX в.
Карелия в эпоху наполеоновских войн. Участие жителей Карелии в боевых
действиях в годы наполеоновских войн. Ополчения 1807 и 1812 годов. Олонецкие горные
заводы в годы войны. Социально-экономическое положение и хозяйственное развитие
Карелии в начале ХIХ века. Положение крестьян Карелии и их занятия. Освобождение
крестьян от крепостной зависимости. Сельское хозяйство, промышленность, торговля
Карелии в пореформенный период. Отходничество. Городская реформа. Земская реформа.
Особенности проведения реформ 1860-х – 1870-х гг. в Карелии и их значение для
развития края. Развитие здравоохранения и образования во второй половине XIX века.
Образование и деятельность народных училищ. Олонецкая губернская гимназия.
Олонецкая духовная семинария. Создание и деятельность учительской семинарии.
Формирование местной интеллигенции. Основание и деятельность губернской
типографии. Зарождение театра. Первые библиотеки.

Карелия на пороге нового века. Экономическое развития края. Карелия в годы
первой русской революции 1905-1907 гг. Карелия в годы I мировой войны. Строительство
Мурманской железной дороги.
Раздел V. Литература
Тематическое и жанровое разнообразие карельской литературы и литературы о
Карелии. Нравственные основы личности в осмыслении М. Пришвина. «В краю
непуганых птиц», «Плач вдовы» М. Пришвин.
Искусство как способ духовного противостояния войне в повести Д. И. Гусарова
«Партизанская музыка».
Темы семьи, рода, связи поколений в творчестве О. Степанова «Родичи», «Будни
Хаапалахти».
Раздел VI. Культура
Своеобразие архитектуры и живописи Карелии XIX - XX вв. Памятники
архитектуры.Монументальное искусство и скульптура. Мемориальные ансамбли Карелии.
Художественные музеи и выставочные залы Карелии.
Знакомство с произведениями выдающихся карельских мастеров изобразительного
искусства: В. Попов, О. Бородкин, Г. Стронк, С. Юнтунен, О. Юнтунен, Б. Поморцев. В.
Авдышев, А. Авдышев, М. Юфа, Т. Юфа, В. Иваненко, В. Чекмасов, Е.Пехова, Л.
Трифонов, В. Зорин, В. Зорина, А. Каштанов, Б. Топурия, А. Морозов, А. Харитонов, Л.
Ланкинен, Г. Ланкинен. К. Гоголев, Н. Кошелева, В. Кошелев, Б. Акбулатов, Э.Акулов, Л.
Давидян, М. Коппалев. (по выбору). Современное изобразительное искусство Карелии.
Традиции и новаторство в творчестве А. Морозова, В. Зорина и С. Терентьева.
Особенности театральной и музыкальной культуры Карелии. Театры Карелии и их
история. Известные карельские музыкальные коллективы (Государственный ансамбль
«Кантеле», Оркестр народных инструментов «Онего»), музыкальной центры Карелии
(Карельская филармония, Государственная консерватория им. А.К. Глазунова).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МОЯ КАРЕЛИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В результате изучения учебного предмета «Моя Карелия» на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
активное участие в школьном самоуправлении, готовность к участию в гуманитарной
деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию природы, истории,
культуры Российской Федерации и своего родного края Карелии
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, Республики Карелия, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране и Республике Карелия.
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья,

соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием,
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека с оценкой поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью
героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных
ролей персонажей литературных произведений;
способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым
действовать в отсутствии гарантий успеха.
В результате изучения учебного предмета «Моя Карелия» на уровне основного
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной
деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и
учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений,
этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать
литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их
обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии
для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и
другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и
другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в
литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого
эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя
ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном
образовании;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие
результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над
взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой,
коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках
учебного предмета «Моя Карелия», обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке учебного предмета «Моя
Карелия», определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Планируемые предметные результаты учебного предмета «Моя Карелия»
распределены по годам обучения, входящим в курс содержательным модулям (разделам) в
соответствии с планируемыми предметными результатами освоения федеральной
образовательной программы основного общего образования по учебным предметам:
обществознание, история, биология, география, литература, изобразительное искусство.
5 КЛАСС

Предметные результаты изучения учебного предмета «Моя Карелия. К концу
обучения в 5 классе обучающийся научится:
- показывать на карте административные центры и границы территорий районов
Карелии, крупные реки, озёра, расположение основных достопримечательностей края;
- осваивать и применять знания об обществе и природе, процессах и явлениях в
культурной жизни Республики Карелия, её наследии и достопримечательностях;
- рассказывать об основных достопримечательностях и особенностях истории,
природы, культурного наследия районов Республики Карелия;
- объяснять необходимость сохранения и значение памятников природы, истории и
культуры своего родного края;
- осознавать ценность и значимость культуры и традиций народов Карелии;
- иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления
жизнедеятельности - быта, костюма, понимать разнообразие образов декоративноприкладного искусства, его единство и целостность, определяемые природными
условиями и сложившийся историей Карелии;
- объяснять значение народных промыслов и традиций, художественного ремесла
жителей Карелии в современной жизни;
- выполнять учебные проекты с использованием различных региональных
источников информации по региональной тематике.
6 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Моя Карелия» к концу
обучения в 6 классе обучающийся научится:
Раздел I. Обществознание
- осваивать и применять знания об обществе и природе, процессах и явлениях в
политической жизни края, о государственной власти в Республике Карелия; культуре и
духовной жизни;
- характеризовать устройство, высшие органы государственной власти Республики
Карелия; традиционные российские духовно-нравственные ценности, особенности
информационного общества;
- использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) влияния
общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности;
- осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе взаимопонимания
между людьми разных культур.
Раздел II. География
- показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы
рельефа, крайние точки и элементы береговой линии Карелии; крупные реки и озёра,
границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах
страны;
- приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия
полезных ископаемых в своей местности;
- определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных
осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов
Карелии;
- описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте
океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов своего края для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
Раздел III. Биология
- характеризовать и описывать строение и жизнедеятельность растительного
организма (на примере цветковых, растений Карелии);

- различать, описывать и сравнивать живые и гербарные экземпляры растений
Карелии, проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части, ставить
простейшие биологические опыты и эксперименты;
- выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и физиологии
растений на примере растений Карелии;
- объяснять роль растений в природе и жизни человека в Карелии;
- применять полученные знания для выращивания и размножения культурных
растений в условиях Карелии.
Раздел IV. История
- называть даты важнейших событий истории Карелии с древнейших времен до
конца XV в, устанавливать длительность и синхронность событий с отечественной и
всеобщей историей;
- указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
событий истории Карелии с древнейших времен до конца XV в;
- рассказывать о ключевых событиях истории Карелии с древнейших времен до
конца XV в, их участниках; составлять краткую характеристику (исторический портрет)
известных деятелей; рассказывать об образе жизни различных групп населения края;
- объяснять причины и следствия важнейших событий Карелии с древнейших
времен до конца XV в, проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий
истории края и процессов отечественной, выделять черты сходства и различия;
- объяснять значение памятников истории и культуры Карелии с древнейших времен
до конца XV в, необходимость сохранения их в современном мире;
- выполнять учебные проекты по истории с древнейших времен до конца XV в. на
региональном материале.
Раздел V. Литература
- рассказывать об особенностях фольклора Карелии, воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанные произведения;
- выделять черты и особенности разных видов фольклорных произведений (рун,
былин)
- знать карело-финский поэтический эпос «Калевала» и оценивать роль Э. Лёнрота в
создании «Калевалы»;
- интерпретировать и оценивать текстуально изученные и прочитанные
художественные литературных произведениях о Карелии и произведения современных
авторов Карелии с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
- понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы
Карелии, осознавать ее роль в воспитании любви к своей малой Родине.
Раздел VI. Культура
-рассказывать об особенностях деревянного зодчества Русского Севера, отличать
характерные черты различных видов построек домов в Карелии в XV - XVI вв.;
- распознавать разные формы и специфику традиционного прикладного искусства
Карелии, называть техники исполнения, знаковую природу её разных видов: резьба,
роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка и другие техники;
- характеризовать особенности древнего иконописного искусства Карелии, узнавать
и назвать некоторые произведения местных иконописцев;
- осознавать ценность культуры и традиций народов Карелии.
7 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Моя Карелия К концу
обучения в 7 классе обучающийся научится:
Раздел I. Обществознание
-характеризовать право, как регулятор общественных отношений, конституционные
права и обязанности гражданина Российской Федерации, права ребёнка в Российской
Федерации;

- приводить примеры и моделировать ситуации, способы защиты прав ребёнка в
Российской Федерации, в Республике Карелия;
- рассказывать об основных направлениях молодежного движения и организациях
Карелии.
Раздел II. География
- определять природные зоны Карелии по их существенным признакам на основе
интеграции и интерпретации информации об особенностях их природы;
- описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата,
внутренних вод Карелии;
- выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах территорий
Республики Карелия с использованием различных источников географической
информации;
- называть особенности географических процессов края на границах литосферных
плит с учётом характера взаимодействия и типа земной коры;
Раздел III. Биология
- выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение
экологических факторов для растений Карелии, различать и описывать живые и
гербарные экземпляры растений;
- определять систематическое положение растительного организма (на примере
покрытосеменных, или цветковых растений Карелии) с помощью определительной
карточки (определителей растений);
- выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений;
- характеризовать растительные сообщества Карелии, сезонные и поступательные
изменения растительных сообществ, растительность (растительный покров) Карелии;
- понимать причины и знать меры охраны растительного мира Карелии.
Раздел IV. История
- локализовать во времени ключевые события истории Карелии XVI-XVII вв. и
устанавливать их синхронность с отечественной и всеобщей историей;
- проводить поиск информации по истории Карелии в тексте письменного
источника, визуальных и вещественных памятниках эпохи;
- рассказывать о ключевых событиях истории Карелии XVI-XVII вв., их участниках,
известных персоналиях;
- объяснять значение памятников истории и культуры Карелии XVI-XVII вв. для
времени, когда они появились, и для современного общества;
- выполнять учебные проекты по истории края XVI-XVII вв. на региональном
материале.
Раздел V. Литература
- проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и
художественной литературы; оценивать влияние фольклора Карелии на литературные
произведения (В. П. Щеголёнок. «Архангел». Л. Н. Толстой. «Чем люди живы?» Ю. П.
Казаков. «Калевала»)
интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные
произведения русской и современной литературы сопоставлять тематически близкие
произведения русской литературы и литературы Карелии, произведения, раскрывающие
сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру, раскрывать в них
национально обусловленные различия;
о Карелии с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
- сопоставлять тематически близкие произведения русской литературы и литературы
Карелии, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения,
близкие по жанру, раскрывать в них национально обусловленные различия;
- понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной
литературы для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и
эстетических впечатлений.
Раздел VI. Культура

- иметь представление о культурном пространстве Карелии XVI-XVIIвв.;
- рассказывать об устном народном творчестве Карелии, карельских рунах. былинах;
- узнавать памятники архитектуры и деревянного зодчества Карелии, описывать
характерные архитектурные стили, монастырские ансамбли.
- иметь представление об «Северном письме» в иконописном искусстве.
- узнавать и называть некоторые иконы XVI-XVII вв. из коллекции Музея
изобразительных искусств Карелии («Божья Матерь Смоленская», «Илья Пророк в
пустыне», «Святой Власий»);
- понимать и объяснять роль культурного наследия для современности, задачи его
охраны и сохранения.
8 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Моя Карелия» к концу
обучения в 8 классе обучающийся научится:
Раздел I. Обществознание
- осваивать и применять знания об экономической жизни Карелии, её основных
проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного
регулирования экономики края,
- анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, включая экономико-статистическую, из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ
Республики Карелия, соотносить её с личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы;
- приобретать опыт использования знаний в практической деятельности и
повседневной жизни для выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере Республике Карелия; осознанного выполнения гражданских
обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной
сфере.
Раздел II. География
- характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории
Карелии;
- называть географические процессы и явления, определяющие особенности
природы своей местности;
- оценивать влияние географического положения Карелии на особенности природы,
жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- объяснять распространение по территории Республики Карелия современного
горообразования, землетрясений и вулканизма;
- проводить классификацию природных ресурсов Карелии;
- приводить примеры особо охраняемых природных территорий своего края,
животных и растений, занесённых в Красную книгу России;
- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Карелии;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения Карелии,
размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом
и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач
повседневной жизни.
Раздел III. Биология
- различать и описывать животных Карелии различных систематических групп;
- характеризовать и сравнивать представителей отдельных систематических групп
животных и делать выводы на основе сравнения;
- выявлять черты приспособленности животных к среде обитания, значение
экологических факторов для животных Карелии;
- выявлять взаимосвязи животных в природных сообществах Карелии, цепи питания;

- устанавливать взаимосвязи животных с растениями, грибами, лишайниками и
бактериями, определять цепи питания в природных сообществах Карелии;
- раскрывать роль животных в природных сообществах Карелии;
- иметь представление о мероприятиях по охране животного мира Карелии.
Раздел IV. История
- локализовать во времени ключевые события истории Карелии XVIII в. и
устанавливать их синхронность с отечественной и всеобщей историей;
- проводить поиск информации по истории Карелии в тексте письменного
источника, визуальных и вещественных памятниках эпохи;
- рассказывать о ключевых событиях истории Карелии XVIII в., их участниках,
известных персоналиях;
- объяснять значение памятников истории Карелии XVIII в. для времени, когда они
появились, и для современного общества;
- выполнять учебные проекты по истории края XVIII в. на региональном материале.
Раздел V. Литература
- проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений
художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное, понимать неоднозначность художественных смыслов,
заложенных в литературных произведениях авторов Карелии и литературных
произведениях о Карелии;
- рассматривать отдельные изученные произведения авторов Карелии и
литературных произведениях о Карелии в рамках историко-литературного процесса
(определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому
времени, определённому литературному направлению);
- сопоставлять тематически близкие произведения русской литературы и литературы
Карелии, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения,
близкие по жанру, раскрывать в них национально обусловленные различия;
- понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной
литературы карельских авторов, литературных произведениях о Карелии для
самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и эстетических
впечатлений.
Раздел VI. Культура
- иметь представление об архитектурных памятниках Карелии XVIII века и называть
их примеры;
- рассказывать об особенности градостроительства Петрозаводска в XVIII веке;
- понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве,
задачи его охраны и сохранения;
- иметь представление об изобразительном искусстве Карелии XVIII века: гравюры,
портретная живопись, иконопись.
- уметь рассказывать о прикладное искусстве Карелии XVIII века: творениях
карельских литейщиков, эмальеров из Выгореции, мастеров бытовых предметов;
- объяснять значение памятников культуры Карелии XVIII в. для времени, когда они
появились и для современного общества.
9 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Моя Карелия К концу
обучения в 9 классе обучающийся научится:
Раздел I. Обществознание
- осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и
внешней политике, о демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина
Российской Федерации, о формах участия граждан в политической жизни Республики
Карелия, в выборах и референдумах, о социальной структуре общества и этническом
многообразии, диалоге культур своего родного края.
- характеризовать основные направления социальной политики Республики Карелия.

Раздел II. География
- выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных),
необходимые для изучения особенностей хозяйства Карелии;
- находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую,
функциональную и территориальную структуру хозяйства своего края, для решения
практикоориентированных задач
- различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство
Карелии (состав, отрасли, функциональная и территориальная структура, факторы и
условия размещения производства, современные формы размещения производства).
Раздел III. Биология
- называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы
защиты и укрепления здоровья человека с учетом условий Карелии: сбалансированное
питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом,
рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное эмоциональнопсихическое состояние;
- использовать приобретённые знания и умения для соблюдения здорового образа
жизни, сбалансированного питания, физической активности, стрессоустойчивости, для
исключения вредных привычек, зависимостей с учетом условий Карелии.
Раздел IV. История
- локализовать во времени ключевые события истории Карелии XIX - начала XX в.
и устанавливать их синхронность с отечественной и всеобщей историей XIX - начала XX
в. на основе анализа причинно-следственных связей;
- извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию по истории Карелии в
тексте письменного источника XIX - начала XX в., визуальных и вещественных
памятниках эпохи;
- представлять развернутый рассказ о ключевых событиях истории Карелии XIX начала XX в. с использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме
короткого эссе, презентации);
- составлять развернутую характеристику исторических личностей XIX - начала XX
в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);
- объяснять значение памятников истории и культуры Карелии XIX - начала XX в.
для времени, когда они появились, и для современного общества;
- выполнять учебные проекты по истории XIX - начала XX в. на региональном
материале;
- объяснять, в чем состоит наследие истории Карелии XIX - начала XX в. для России,
других стран мира, высказывать и аргументировать своё отношение к культурному
наследию.
Раздел V. Литература
- проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений
художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное, понимать неоднозначность художественных смыслов,
заложенных в литературных произведениях авторов Карелии и литературных
произведениях о Карелии;
- рассматривать отдельные изученные произведения авторов Карелии и
литературных произведениях о Карелии в рамках историко-литературного процесса
(определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому
времени, определённому литературному направлению);
- сопоставлять тематически близкие произведения русской литературы и литературы
Карелии, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения,
близкие по жанру, раскрывать в них национально обусловленные различия;
- участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении карельских авторов и
художественной литературы о Карелии, соотносить собственную позицию с позицией
автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку

прочитанному;
- понимать важность чтения художественной литературы карельских авторов,
литературных произведениях о Карелии для самостоятельного познания мира, развития
собственных эмоциональных и эстетических впечатлений.
Раздел VI. Культура
- иметь представление о своеобразии архитектуры и живописи, монументальное
искусстве и скульптуре Карелии XIX - XX вв..; Художественные музеи и выставочные
залы Карелии.
- узнавать произведения и называть имена нескольких выдающихся карельских
мастеров изобразительного искусства (В. Попов, О. Бородкин, Г. Стронк, С. Юнтунен, О.
Юнтунен, Б. Поморцев. В. Авдышев, А. Авдышев, М. Юфа, Т. Юфа, В. Иваненко, В.
Чекмасов, Е.Пехова, Л. Трифонов, В. Зорин, В. Топурия, А. Морозов, А. Харитонов, Л.
Ланкинен, Г. Ланкинен и др.);
-иметь представление о особенностях театральной и музыкальной культуры
Карелии., театрах Карелии и их история;
- иметь представление о творчестве наиболее известных карельских музыкальных
коллективах (Государственный ансамбль «Кантеле», Оркестр народных инструментов
«Онего») и называть некоторые центры музыкальной культуры Карелии (Карельская
филармония, Государственная консерватория им. А.К. Глазунова);
- высказывать и аргументировать своё отношение к культурному наследию
Карелии, объяснять значимость и ценность сохранения культурного наследия для
современного общества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

5 класс
Название темы
Введение
За лесами и за озерами
Истории о Петрозаводске
Пути-дороги карельского края
Мы исследователи
Итого:

Количество часов
1
5
3
22
3
34

6 класс
Название темы
Обществознание
География
Биология
История
Литература
Культура и искусство
Повторение по курсу
Итого:

Количество часов
3
4
3
2
2
2
1
17

7 класс
№
п/п
1
2

Название темы
Обществознание
География

Количество часов
4
5

3
4
5
6
7

Биология
История
Литература
Культура и искусство
Мы исследователи
Итого:

12
3
3
2
5
34
8 класс

№
п/п
1
2
3
4
5
6

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Название темы
Обществознание
География
Биология
История
Литература
Культура и искусство
Итого:

Количество часов
5
7
7
5
5
5
34

9 класс
Название темы
Введение
Обществознание
География
Биология
История
Литература
Культура и искусство
Итого:

Количество часов
1
2
2
2
5
2
3
17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

5 класс
Тема урока
Введение
Начало путешествия по Карелии
Первые жители Карелии
Деревня на берегу Онега
Олонец - трижды столица
Круглый стол «Начало путешествия по Карелии»
Рождение Петрозаводска
Как рос и развивался Петрозаводск.
Каменный бор под Петрозаводском.
Шокша: берег красной рыбы и красного камня
Сортавала: город-парк.
Валаам – монастырь на цветущей скале
Бесов нос: гуси-лебеди и пудожские налимы
Заповедное Ведлозеро
Чудесный черный камень из Шуньги

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32-34
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Особенности природы, истории и культуры Заонежья
Кижи
Кондопога, она же станция Кивач.
Марциальные воды: первый русский курорт.
Первое российское золото с берегов Выга
Надвоицы и Сегежа
Поморье – морская Карелия.
С Кемского берега - на Соловки
Город с жемчужным гербом.
В царстве Лоухи.
Калевала и «Калевала».
Камень и лес: на длинном берегу Ладоги.
Лесной город с железным характером.
Звезды над местами боев
Карельские партизаны в годы ВОВ
Приглашение в музей.
Мы исследователи
6 класс
Тема урока

Общественно – политическое устройств Карелии
Мы жители Карелии. Административно – территориальное
деление
Профессиональная деятельность жителей Карелия
Географическое положение Республики Карелия
Рельеф и полезные ископаемые Республики Карелия.
Климатические особенности Карелии.
Внутренние воды и Белое море
Край лесов, озер и болот
Живая природа в нашей жизни
Они живут рядом с нами. В садах и парках Карелии
Первые жители Карелии. Население Карелии.
В составе Великого Новгорода и Московского государства
Фольклор Карелии
Литература Карелии
Зодчество. Иконопись.
Прикладное искусство.
Повторение по курсу
7 класс
Тема урока
Карельский край на карте мира.
Молодежные движения в республике: организации, проекты и
направления их деятельности.
Подростковая культура: формальные и неформальные
коллективы, увлечения.
Развитие предпринимательства. Семейный бизнес.
Особенности географическое положение Республики Карелия.
Особенности природы Карелии.
Природные ресурсы Карелии.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
3034

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Крупные водоемы Карелии.
Болота.
Царство грибы. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной
деятельности
Лишайники,
видовой
состав.
Распространенность
и
экологическая роль лишайников
Растительный мир Карелии. Отдел моховидные
Папоротники. Хвощи Плауны.
Голосеменные
Покрытосеменные
Животный мир Карелии. Насекомые Карелии.
Рыбы. Многообразие видов. Экологическое и хозяйственное
значение рыб. Охраняемые виды.
Земноводные Карелии. Экологическое и хозяйственное
значение. Охраняемые виды.
Пресмыкающиеся Карелии.
Птицы Карелии.
. Млекопитающие Карелии.
Карелия в ХVIII- первой половине ХIХ века.
Карелия в ХVIII- первой половине ХIХ века.
Петрозаводск – столица губернии. Г.Р.Державин – первый
Олонецкий губернатор.
Ученые – исследователи Карелии.
Карелия – страна классического фольклора. Я. Ругоев. Рассказы
о животных. «Большой Симон», «На медведя».
Данилов В.М. «Магелланы с берегов Неженки».
Народное зодчество Карелии.
Библиотеки и печать. Театральная жизнь.
Мы - исследователи
Описание природного комплекса своей местности
8 класс
Тема урока
Социальная структура. Демографическая ситуация в Карелии.
Межнациональные отношения в Карелии. Социальные
конфликты и пути их решения.
Основные отрасли экономики Карелии. Перспективы развития.
Рынок труда в республике. Налоговая система РК.
Роль экономики республики Карелия в экономической системе
РФ.
Геологическое строение территории РК
Карелия на карте часовых поясов
Природные ресурсы Карелии. Условия образования и виды почв
Карелии
Северная и средняя тайга как элементы широтной зональности.
Территориальные комплексы: природные природно-зональные.
Изменение окружающей среды в Карелии под воздействием
деятельности человека
Особо охраняемые природные территории Карелии
Здоровье человека в условиях Карелии. Факторы, влияющие на
человека.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Влияние климатических факторов Карелии на заболеваемость
органов дыхания.
Биоритмы человека, адаптация организма к условиям жизни на
севере
Причины ослабления иммунитета у жителей Карелии.
Вакцинация населения
Зараженность водоемов Карелии паразитическими червями,
профилактика гельминтоза.
СПИД в Карелии
Особенности гиповитаминозов в Карелии. Дикорастущие и
культурные растения – источник витаминов и минеральных
веществ.
Участие Карелии в Отечественной войне 1812 года.
Реформы второй половины 19 века и особенности их
проведения в Карелии.
Экономическое развитие Карелии в пореформенный период.
Развитие культуры, образования (народные училища, духовная
семинария, учительская семинария).
Формирование местной интеллигенции.
Карелия - страна классического фольклора.
Заговоры. Заговор как словесная форма магического
назначения.
Литература Карелии 20 века.
Поэты и писатели Карелии об истории родного края.
Финноязычные писатели и поэты Карелии
Музыкальное искусство Карелии
Театры Карелии
Изобразительное искусство.
Декоративно прикладное искусство
Итоговый урок
9 класс
Тема урока

№
п/п
1
Введение
2
Карелия – многонациональная республика. РК – приграничное
сотрудничество
3
Гражданские инициативы. Учимся в Карелии
4
Экономическое развитие. Инфраструктурный комплекс РК
5
Топономия Карелии
6
Окружающая среда. Защита среды от загрязнения.
7
Экологические проблемы. Экологическое развитие региона
8
Карелия в годы революции и гражданской войны
9
Карелия в меж военный период
10 Карелия в годы Второй Мировой войны
11 Советская Карелия в поствоенный период
12 Республика на современном этапе
13 Михаил Пришвин и Дмитрий Гусаров – писатели Карелии
14 Ортье Степанов На земле своих предков
15 Архитектура. Монументальное искусство
16 Живопись. Театры. Музыка. Музеи Карелии.
17 Повторение по курсу

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Кутьков, Н. П. Моя Карелия. Путешествие по родному краю: учебник для 5-го
класса общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Н. П. Кутьков. - Издание
3-е, исправленное и дополненное. - Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2015. 119 с.
Григорьевская, Н. Ю. Моя Карелия. Путешествие по родному краю: 5 класс:
рабочая тетрадь [к учебнику Н. П. Кутькова "Моя Карелия. Путешествие по родному
краю"] / Н. Ю. Григорьевская, О. В. Николаенко. - Петрозаводск: Фонд творческой
инициативы, 2015. - 56 с.
Моя Карелия: учебник для 6-го класса общеобразовательных учреждений
Республики Карелия / [Т. И. Агаркова и др.]. - Петрозаводск: Фонд творческой
инициативы, 2014. - 142 с.
Моя Карелия: портфолио исследователя: 6 [класс: учебное пособие для
обучающихся общеобразовательных учреждений Республики Карелия / Т. И. Агаркова и
др.]. - 1-е издание. - Петрозаводск: Фонд творческой инициативы, 2015. - 40 с.
Моя Карелия: учебник для 7-го класса общеобразовательных учреждений
Республики Карелия / [Т. И. Агаркова и др.]. - Петрозаводск: Фонд творческой
инициативы, 2014. - 175 с.
Моя Карелия: учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений
Республики Карелия / [Т. И. Агаркова и др.]. - Петрозаводск: Фонд творческой
инициативы, 2015. - 231 с.
Моя Карелия: учебник для 9-го класса общеобразовательных учреждений
Республики Карелия / [Т. И. Агаркова и др.]. - Петрозаводск: Фонд творческой
инициативы, 2014. - 215 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://gov.karelia.ru/ - Официальный сервер органов государственной власти РК
http://www.ptz-karelia.ru/ - «Петрозаводск – столица Карелии»
https://www.finnougoria.ru/community/institution/
Карельский
государственный
краеведческий музей
https://artmuseum.karelia.ru/ - Музей изобразительных искусств РК
https://library.karelia.ru/ - Национальная библиотека РК
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1"
КЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Куроптева Елена Ервандовна,
директор

15.11.23 13:35 (MSK)

Сертификат FC922D35C9C87E15412473DA2336F687


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».