Министерство Просвещения Российской Федерации Министерство образования и спорта Республики Карелия Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» Кемского муниципального района (МБОУ СОШ №1) Принята на заседании Утверждена методического совета приказом № 294 от 14 сентября 2023 года протокол № 1 от 31 августа 2023 года директор МБОУ СОШ №1 Е.Е. Куроптева РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для обучающихся 10-11 классов Разработчик: Григорьева Наталья Витальевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория г. Кемь 2023 Пояснительная записка Программа по учебному курсу «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 10-11 класса среднего общего образования составлена на основе: 1. На основе требований к результатам освоения ФОП ООО, представленных в ФГОС ООО. 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»). 3. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273 –ФЗ. 4. Постановления от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4..3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей в общеобразовательных учреждениях» 5. Концепции преподавания русского языка и литературы (Распоряжение Правительства РФ от 09.04.2016 года № 637-р). Общая характеристика учебного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социальноэкономической, культурной и духовной консолидации. Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля. Учебный учебный курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования. Цели и задачи учебного курса Основные задачи курса: - раскрыть перед учащимися богатство и выразительность русского языка, систематизировать и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-9 классах; - углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка; - обеспечить практическое использование знаний и умений по изобразительновыразительным средствам языка в собственных творческих работах учащихся; - обучить многоаспектному комплексному анализу и выразительному чтению художественного текста. Место учебного курса в учебном плане На изучение учебного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» в 10 и 11 классах отводится 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Содержание учебного курса 10 класс Переносное значение слова. Показать способы переноса значений слова, роль слов в переносном значении в предложениях. Тропы, основанные на переносном значении слов. Другие изобразительные средства языка. Провести разбор тропов, показать их роль в речи. Стилистическая роль омонимов. Явление паронимии в русском языке. Дать понятие о роли омонимов в художественной речи, показать речевые ошибки в употреблении омонимов. Стилистическая роль старославянизмов. Правописание слов. Показать роль старославянизмов, их роль в речи, отрабатывать правила правописания старославянских слов. Иноязычная лексика в русском языке. Правописание слов. Показать роль иноязычных слов в русском языке, особенности правописания, отрабатывать навыки правописания данных слов. Правописание иноязычных словообразовательных элементов. Стилистическая роль диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов. Показать роль данных слов в художественной речи. Стилистическая роль устаревших слов и неологизмов. Показать роль данных слов в художественной речи. Фразеологизмы и их употребление. Показать многообразие фразеологизмов, их роль в художественной речи. Звуковые средства языка. Дать понятие о звуковых средствах языка, показать их роль в произведении. Словообразование. Правописание слов. Проверить знания о способах словообразования, показать роль словообразования в правописании слов. Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-. Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок). Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемнословообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые. Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- / / -кос-, лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, тир//-тер-, -стил- // стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) раст//-рос-, -скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан- // клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями. Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности. Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности. Контрольное тестирование по теме «Орфография». Проверить состояние усвоения пройденных тем. Правописание падежных окончаний имён существительных. Проверить знания правописания падежных окончаний имён существительных, показать их роль в связи слов в предложении. Гласные в суффиксах имён существительных. Типичные суффиксы имен существительных и их написание. Различение суффиксов чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и - ик--, -ец- и ий- в именах существительных со значением уменьшительности. Проверить знания по теме, отрабатывать экзаменационные задания. Правописание сложных имён существительных. Дать понятие о правописании сложных имён существительных. Проверить знание темы. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Правописание окончаний -е и –и. Проверить знание темы. Правописание суффиксов имён прилагательных. Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания. Правописание сложных имён прилагательных. Дать представление об особенностях образования и правописания сложных имён прилагательных. Проверить знание темы. Склонение имён числительных. Показать особенности склонения и употребления числительных. Проверить знание темы. Правописание и употребление в речи имён числительных. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания. Правописание и употребление местоимений. Повторить разряды местоимений. Дать представление об употреблении местоимений. Проверить усвоение темы, отрабатывать знания по теме. Глагол как часть речи. Правописание и употребление глаголов. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания. Трудные случаи правописания и употребления глаголов. Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов ова- (ева) и ыва(ива). Написание суффикса е-или -и- в глаголах с приставкой; -ться и -тся в глаголах. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания. Причастие. Правописание суффиксов причастий. Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени. Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания. Деепричастие. Образование и употребление деепричастий. Дать понятие об образовании деепричастий их употреблении. Учить различать причастия и деепричастия. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания. Наречие. Правописание наречий. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий. Слитные, дефисные и раздельные написания. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания. Служебные части речи. Предлог. Правописание предлогов. Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Особенности написания производных предлогов. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания Союз. Правописание союзов и омонимичных им сочетаний слов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания. Частицы. Правописание не и ни с разными частями речи. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза). Проверить знание темы, отрабатывать экзаменационные задания. Р.Р. Комплексный анализ текста. Анализ текста по плану комплексного анализа. 11 класс Изобразительно-выразительные средства языка. Синтаксические средства. Познакомить с изобразительно-выразительными средствами языка, показать их роль в тексте. Синтаксис. Словосочетание. Виды связи. Проверить усвоение темы, показать роль словообразования, особенности видов связи. Простое предложение. Главные члены предложения. Проверить усвоение темы, дать понятие о видах сказуемых. Двусоставные и односоставные предложения. Учить находить односоставные предложения, отличать их друг от друга. Знаки препинания при однородных членах предложения. Учить ставить знаки препинания, учить отличать подобные предложения от сложносочинённых предложений. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах. Дать представление о постановке знаков препинания в подобных предложениях, учить отличать от бессоюзных сложных предложений. Осложнённое простое предложение. Знаки препинания при обособленных определениях. Дать представление о постановке знаков препинания, отрабатывать навыки постановки запятых. Знаки препинания при обособленных приложениях. Отрабатывать навыки постановки знаков препинания, учить находить подобные предложения. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Отрабатывать навыки постановки знаков препинания, учить находить подобные предложения. Знаки препинания при обособленных дополнениях. Учить отличать данные предложения от других, ставить знаки препинания в них. Знаки препинания при обращениях. Учить ставить знаки препинания в подобных предложениях. Знаки препинания при вводных словах. Учить отличать вводные слова от омонимичных им членов предложения, учить ставить знаки препинания. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Учить ставить знаки препинания в подобных предложениях, отличать от простых предложений с однородными членами. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Учить различать виды придаточных, ставить знаки препинания. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Учить ставить знаки препинания в подобных предложениях, отличать от простых предложений с такими же знаками препинания. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Учить ставить знаки препинания в подобных предложениях. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты: - осознание важности владения родным языком для успешной социализации человека, понимание роли родного языка для самореализации; - представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; - способность анализировать и оценивать нормативный аспект речевого высказывания. Метапредметные результаты: - владение важнейшими видами речевой деятельности: разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыка работы с научным текстом; умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию; - владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы, проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; Предметные результаты: 10 класс - соблюдение в речевой практике основных орфографических норм русского литературного языка; - оценивание собственных и чужих высказываний с позиции соответствия; - использование основных нормативных словарей и справочников для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам; - распознавание уровней и единиц языка в предъявленном тексте и установление взаимосвязи между ними и правописными (орфографическими и пунктуационными) - использование при работе с текстом разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное). - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; основные особенности функциональных стилей; 11 класс - соблюдение в речевой практике основных пунктуационных норм русского литературного языка; - оценивание собственных и чужих высказываний с позиции соответствия - использование основных нормативных словарей и справочников для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам; - распознавание уровней и единиц языка в предъявленном тексте и установление взаимосвязи между ними и правописными (орфографическими и пунктуационными) - использование при работе с текстом разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное). - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; основные особенности функциональных стилей; Тематическое планирование 10 класс № п/п 1 Средства языка 2 Орфография 3 Морфология Название раздела/ темы Количество часов 9 5 16 4 5 Итоговое тестирование Комплексный анализ текста Итого: 11 класс № Название раздела/ темы п/п 1 Синтакис 2 Пунктуация 3 Итоговое теститрование 4 Комплексный анализ текста 2 2 34 Количество часов 10 22 1 1 Приложение №1 Поурочное планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31-32 33-34 № 1 2-4 5-7 8-10 11-12 10 класс Тема занятия Переносное значение слова. Тропы, основанные на переносном значении слов. Другие изобразительные средства языка. Стилистическая роль омонимов. Явление паронимии в русском языке. Стилистическая роль старославянизмов.Правописание слов. Иноязычная лексика в русском языке. Правописание слов. Стилистическая роль диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов. Стилистическая роль устаревших слов и неологизмов. Фразеологизмы и их употребление. Звуковые средства языка. Морфемика и правописание слов. Словообразование. Правописание слов Правописание гласных в корне слова. Правописание падежных окончаний имён существительных. Контрольное тестирование по теме «Орфография». Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных. Склонение имён числительных. Правописание и употребление в речи имён числительных. Правописание и употребление местоимений. Глагол как часть речи. Правописание и употребление глаголов. Трудные случаи правописания и употребления глаголов. Причастие. Правописание суффиксов причастий. Деепричастие. Образование и употребление деепричастий. Наречие. Правописание наречий. Служебные части речи. Предлог. Правописание предлогов. Союз. Правописание союзов и омонимичных им сочетаний слов. Частицы. Правописание не и ни с разными частями речи. Контрольная тестовая работа по теме «Морфология». Р.Р. Комплексный анализ текста. 11 класс Тема занятия Изобразительно-выразительные средства языка. Синтаксические средства. Синтаксис. Словосочетание. Виды связи. Простое предложение. Главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 Количество часов 1 3 3 3 2 13-14 15 16-17 18-19 20-21 22 23 24-25 26-27 28-30 31-32 33 34 Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах. Контрольный тест. Осложнённое простое предложение. Знаки препинания при обособленных определениях. Знаки препинания при обособленных приложениях. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Знаки препинания при обособленных дополнениях. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Контрольная работа по темам, пройденным за 2-е полугодие Комплексный анализ текста 2 1 2 2 2 1 1 2 2 3 2 1 1 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1" КЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Куроптева Елена Ервандовна 30.10.23 14:47 (MSK) Простая подпись