Министерство Просвещения Российской Федерации Министерство образования и спорта Республики Карелия Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» Кемского муниципального района (МБОУ СОШ №1) Принята на заседании Утверждена методического совета приказом № 294 от 14 сентября 2023 года протокол № 1 от 31 августа 2023 года директор МБОУ СОШ №1 Е.Е. Куроптева РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Профессиональный навигатор» для обучающихся 11 классов Разработчик: Лазаренко Елена Николаевна, учитель технологии, высшая квалификационная категория г. Кемь 2023 Пояснительная записка Одним из приоритетных направлений современного воспитания в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору, так как возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Зачастую профессиональные намерения значительной части выпускников не соответствуют потребностям экономики страны в кадрах определенной профессии. Рабочая программа учебного курса «Профессиональный навигатор» предназначена для обучающихся 11 классов, проявляющих интерес к изучению своих возможностей и потребностей в дальнейшем выборе профессии и позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда. Данный курс позволяет обучающимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности, также выявить профессиональные намерения, интересы, склонности учеников, соотнести выбранную профессию с индивидуальными возможностями, определить альтернативные выборы в профессиях. Программа рассчитана на 34 часа, включает в себя цикл бесед и практические занятия, призванные помочь старшеклассникам в анализе своих психологических особенностей и в профессиональном самоопределении. При составлении программы были использованы игровые методы Н.С. Пряжникова, теоретические идеи Е.А. Климова, подходы к вопросу профориентации, изложенные в курсе «Выбирайте профессию» Е.Н.Прошицкой, развивающие задания «Реализуй себя» Селевко Г.К.; программа профессионального самоопределения Резапкиной Г.В. «Я и моя профессия». Цели и задачи учебного курса Основной целью данной программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. Цель осуществляется по средством выполнения следующих задач: − подготовить школьников к осознанному выбору будущей профессии; − расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации; − обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям; − обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу; − сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии; − овладеть умением анализировать профессию; изучить требования профессии к человеку; − получить опыт соотнесения требований профессии с собственными интересами и возможностями. Содержание учебного курса 1 раздел. Основы построения профессионального выбора Профессия и специальность: происхождение и сущность. Многообразие мира профессий Предмет и задачи курса. Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий. Важность выбора профессии в жизни человека. Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средство труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сферы материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессиограмм. Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм. Диагностические методики: ДДО. Профориентационная игра: «Ассоциации». Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов. 2 раздел. Основные правила устройства на работу Имидж, портфолио, резюме. Способы поиска работы Составляющие имиджа. «По одежке встречают, а по уму провожают». Особенности резюме. Основные требования к составлению резюме. На что обратить внимание при составлении резюме, чтобы получить хорошую работу. Что должно содержать портфолио. На что влияет содержимое портфолио. Непосредственное обращение гражданина к работодателю. Обращение в государственную службу занятости. Использование негосударственных посреднических фирм. Анализ объявлений о вакансиях, размещенных в печатных изданиях, на радио и телевидении, на улицах и др. Рассылка резюме. Использование сети Интернет для поиска и размещения информации. Сравнительная характеристика различных способов поиска работы. Форма организации занятий: игровые и тренинговые упражнения, работа в малых группах, мозговой штурм. Практикум «Молодой специалист ищет работу» Проблемы трудоустройства молодых специалистов. Стратегии поиска работы. Упражнения «Объявление в газете», работа с интернет-ресурсами. Форма организации занятий: мини-лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм, поисковая работа в сети интернет. Деловое общение Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. Стили общения. Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. Разрешение конфликтов Конфликты. Способы выхода из ситуаций. Упражнения «Подарок», «Паровой каток», «Разгневанный ребенок», «Жалобщик», «Молчун», «Сверхподатливый», «Разговор по телефону», «Достойный ответ». Форма организации занятий: дискуссия, игровые и тренинговые упражнения, работа в малых группах, мозговой штурм. Я–босс: лидер со своим принятием решений Качества и позиция лидера. Типы лидерства. Лидерские роли. Современный руководитель: какой он? Упражнения «Многоликий лидер», «Руководитель», «Портрет лидера», Ситуация-проба «Теремок». Форма организации занятий: дискуссия, игровые и тренинговые упражнения, работа в малых группах, мозговой штурм. Практическая работа «Лестница успеха» Планирование и целеполагание. «Карта желаний», упражнения «Каким я вижу себя в 35лет», «Ошибки и удачи в моей профессиональной карьере». Форма организации занятий: мини-лекция, дискуссия, игровые и тренинговые упражнения, работа в малых группах, мозговой штурм. Консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по результатам практических занятий и диагностик. Форма организации занятий: индивидуальные, групповые и семейные консультации. 3 раздел. Человек и профессия Характеристика профессий типа «Человек–человек» Характеристика профессий типа «человек-человек». Подтипы профессий типа «человек-человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). ПВК профессий типа «человек-человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-человек». Характеристика профессий типа «Человек–техника»(1час). Характеристика профессий типа «человек-техника» ПВК профессий типа «человек-техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-техника». Характеристика профессий типа «Человек–знаковая система» Характеристика профессий типа «человек–знаковая система» ПВК профессий типа «человек-знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-знаковая система». Характеристика профессий типа «Человек–природа» Характеристика профессий типа «человек-природа» ПВК профессий типа «человек-природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-природа». Характеристика профессий типа «Человек–художественный образ» Характеристика профессий типа «человек-художественный образ» ПВК профессий типа «человек – художественный образ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - художественный образ». Экскурсии на предприятия. Знакомство с профессиями. Встречи с людьми востребованных рабочих профессий. Диалог. Вопросы и ответы. Экскурсия в Бизнес - центр - знакомство с профессиями «швея», «закройщик» Экскурсия в магазин «Пятёрочка» - знакомство с профессиями «продавец», «менеджер». Экскурсия в детский сад – знакомство с профессией «воспитатель». Экскурсия в больницу–знакомство с профессиями «медсестра», «врач». Экскурсия в ДШИ, знакомство с профессиями «хореограф», «педагог по вокалу». Экскурсия в ОАО «Лесхоз» - знакомство с профессиями «лесник», «егерь». Посещение бухгалтерии школы – знакомство с профессиями «бухгалтер», «делопроизводитель». Профессиональное самоопределение. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии Проблема выбора профессии. Дискуссия «Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях». Мозговой штурм «Какой должна быть профессия?». Соотношение «хочу», «могу» и «надо». Целеполагание при выборе профессии. Матрица выбора профессии. «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу»— «надо». Здоровье и выбор профессии Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы. Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда. Диагностические методики: «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье». Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов. Влияние темперамента на выбор профессии. Определение типа темперамента Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента Диагностические методики: опросник Айзенка, «Карта интересов» Е.А.Климова. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов. Практическая работа «Профессиональный тип личности» Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии. Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда. Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов. Деловая игра «Кадровый вопрос» Актуализация осознанного самостоятельного выбора (самоопределения) учащимися профессионального пути. Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства. Практическая работа: автономный игровой тренинг по развитию навыков целеполагания и планирования «Кадровый вопрос», обучающиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными. Учащиеся соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями человека (претендента). Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий. Современный рынок труда. Топ-30 профессий Самарской области. Профессии будущего Информационное сообщение об изменениях, происходящих в обществе в последние десятилетия, и их отражение в мире профессионального труда. Исчезновение одних профессий и появление других. Современный рынок труда. Топ-30 профессий Ярославской области. Многообразие профессий. Человек как субъект выбора. Формула выбора профессии. Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, работа с интернет-ресурсами. Пути получения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты Структура учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты профессионального образования. Университеты, институты, академии, техникумы, колледжи Самарской области, соседних регионов. Что необходимо знать при выборе учебного заведения. Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой штурм, работа в интернете с официальными сайтами профессиональных образовательных учреждений. Комплексная профориентационная диагностика Комплексная оценка статуса профессиональной идентичности, мотивационной и личностной сферы обучающихся: 1. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (АА.Азбель, А.Г.Грецов) 2. Карта интересов (А.Е. Голомшток) 3. Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л.А.Головей) 4. Изучения мотивации достижения (А.Мехрабиан) 5. Исследование самооценки (Дембо, Рубинштейн) 6. Диагностика работоспособности (теппинг-тест Е.П.Ильина) 7. Исследование межличностных отношений (Т.Лири) 8. Изучение мотивации обучения в ВУЗе (Т.И.Ильина) 9. Конструктивный рисунок человека (А.А.Карелина) Форма организации занятий: диагностика и обсуждение результатов. 4 раздел. Основные характеристики рынка труда Рынок труда. Трудовые правоотношения Понятие и сущность рынка труда. Факторы формирования спроса и предложения на рынке труда. Проблемы и трудности современного рынка труда России, региона. Пути их преодоления. Безработица: причины возникновения, виды, способы борьбы с безработицей. Формы оплаты труда. Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление Цели и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проекта. Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Ознакомление с примерами творческих проектов «Мой выбор», выполненными учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта. Планируемые результаты Личностные результаты: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – осознанныйвыборбудущейпрофессиикакпутьиспособреализациисобственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия -самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; -оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлятьполученныйрезультатдеятельностиспоставленнойзаранеецелью. Познавательные универсальные учебные действия искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного курса и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты: По окончании программы старшеклассники должны овладеть: - знаниями о профессиональном самоопределении, о требованиях к составлению личного профессионального плана; правилами выбора профессии и сведениями о путях получения профессионального образования; понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; - понятиями темперамента, черт характера, самооценки, эмоционально-волевой сферы, типов нервной системы; - знаниями о рынке профессионального труда и образовательных услуг; способами выхода из конфликтных и проблемных ситуаций, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования; - способностью объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; умениями ставить цели и планировать действия для их достижения, самосовершенствоваться в учебной и трудовой деятельности; - способностью анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о ситуации на рынке профессионального труда в городе, районе, области, стране. Тематический план Название раздела 1. Основы построения профессионального выбора 2. Основные правила устройства на работу 3. Человек и профессия 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении Итого: Кол-во часов 4 10 7 13 34 Учебно-методическое обеспечение 1. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределении: Учеб.-метод. пособие.- М.: Издательство МПС; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2012.- 352с. 2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.- М.:- Воронеж, 2013. – 369с. 3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-метод. пособие для школьных психологов и педагогов.- М.: Генезис, 2014.-154с. Приложение №1 Поурочное планирование № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31-33 34 Тема занятия Профессиональная деятельность. Этапы построения карьеры. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении. Личный профессиональный план. Практическая работа «Построение личного Профессионального плана» Имидж, портфолио, резюме. Способы поиска работы Практическая работа «Составление резюме» Практическая работа «Анализ объявлений о вакансиях, размещенных в СМИ, сети Интернет» Практикум «Молодой специалист ищет работу» Деловое общение. Профессиональная этика Проект «Самопрезентация на рынке труда» Конфликты. Стратегии поведения в конфликте. Практикум «Разрешение конфликтов» Я–босс: лидерство и принятие решений Деловая игра «Лидер» Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек - человек» Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек - техника» Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек - природа» Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек - знаковая система» Профессиональные пробы и мастер-классы по типу профессий «Человек - художественный образ» Практическая работа «Лестница успеха» Единый день профориентации: встреча с представителями учебных заведений города, области. Проблемы и трудности современного рынка труда России, региона и пути их решения. Факторы формирования предложения и спроса на рынке труда. Рынок труда и распределение доходов. Безработица: виды и причины возникновения. Практическая работа «Меры по борьбе с безработицей» Служба Занятости. Встреча с сотрудниками ЦСЗН г. Кемь Заработная плата. Формы и системы оплаты труда. Законодательство РФ о трудовых правоотношениях Практическая работа «Трудовые правоотношения» Творческий проект «Мой выбор» (разработка и оформление) Повторение Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1" КЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Куроптева Елена Ервандовна, директор 18.10.23 11:42 (MSK) Сертификат FC922D35C9C87E15412473DA2336F687