Министерство Просвещения Российской Федерации
Министерство образования и спорта Республики Карелия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» Кемского муниципального района
(МБОУ СОШ №1)
Принята на заседании
Утверждена
методического совета
приказом № 294 от 14 сентября 2023 года
протокол № 1 от 31 августа 2023 года
директор МБОУ СОШ №1 Е.Е. Куроптева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы генетики. Решение задач по генетике»
для обучающихся 10 классов
Разработчик:
Цихотская Вера Васильевна,
учитель биология,
высшая квалификационная категория
г. Кемь
2023
Пояснительная записка
Предлагаемый учебный курс предназначен для обучающихся 10 классов.
Учебный курс по биологии «Основы генетики. Решение задач по генетике» составлен
на основе
Программ элективных курсов «Биология. 10-11 классы. Профильное
обучение», сборник 4, Сивоглазов В.И., Пасечник В.В., Москва, «Дрофа», 2006 г
Учебный курс включает материал по разделу биологии «Основы генетики. Решение
генетических задач» и расширяет рамки учебной программы. Важная роль отводится
практической направленности данного курса как возможности качественной подготовки к
заданиям ЕГЭ из части С. Генетические задачи включены в кодификаторы ЕГЭ по биологии,
причем в структуре экзаменационной работы считаются заданиями повышенного уровня
сложности.
Курс демонстрирует связь биологии, в первую очередь, с медициной, селекцией.
Межпредметный характер курса позволит заинтересовать школьников практической
биологией, убедить их в возможности применения теоретических знаний для диагностики
и прогнозирования наследственных заболеваний, успешной селекционной работы,
повысить их познавательную активность, развить аналитические способности.
Важное место в курсе занимает практическая направленность изучаемого материала,
реализация которой формирует у обучающихся практические навыки работы с
исследуемым материалом, выступает в роли источника знаний и способствует
формированию научной картины мира.
Цели учебного курса: вооружение обучающихся знаниями по решению генетических
задач, которые необходимы для успешной сдачи экзамена (часть С ЕГЭ); раскрытии роли
генетики в познании механизмов наследования генов и хромосом, изменчивости и
формирования признаков.
Задачи курса:
• формировать представление о методах и способах решения генетических задач для
правильного их применения при решении задания части С ЕГЭ
• развивать общеучебные умения (умения работать со справочной литературой,
сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать
выводы), развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
• воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой
деятельности (активности, увлеченности, наблюдательности, сообразительности),
успешность существования и деятельности в ученическом коллективе
Место курса в учебном плане
Данная программа учебного курса предназначена для учащихся профильных
классов естественнонаучного направления средних школ. Программа курса рассчитана на
34 часа. Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.
Планируемые результаты
Личностные:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения учебного курса «Основы
генетики»
-уметь реализовывать теоретические познания на практике;
-видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора
профессии;
-проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
-испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым-биологам, генетикам;
-признавать право каждого на собственное мнение;
-формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через
глубокое знание биологической науки;
-проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо
природы;
-уметь отстаивать свою точку зрения;
-критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
-уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать
фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные:
Метапредметные результаты характеризуют
уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности
Познавательные УУД:
-умение работать с текстом, выделять в нем главное;
-умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между
ними;
-умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из
одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал;
-умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное;
-умение давать характеристику основным типам генетических задач; типам
скрещивания Регулятивные УУД:
-владеть языком предмета; - знают вклад выдающихся ученых в развитие генетики;
-генетическую терминологию и символику;
-знают влияние негативных факторов на генетические изменения;
-несут знания окружающим о генетике.
Коммуникативные УУД:
-учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
-обсуждают результаты работы, вступают в диалог, участвуют в коллективном
обсуждении;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
-проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей
(групповой) позиции;
-умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме;
-обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений;
-умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками;
-заполняют таблицу по результатам изучения различных классов веществ;
-умеют представлять конкретное содержание и сообщать его;
-интересуются чужим мнением и высказывают свое;
-умеют слушать и слышать друг друга;
-умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и
устной форме.
Предметные:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в предметной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
-знают символику, которая используется при решении задач;
-знают методы изучения наследственности, положения хромосомной теории
наследственности;
-знают механизм генетического определения пола, характеристику пола;
-знают формы взаимодействия генов, основные формы изменчивости;
-знают принципы наследования: доминантность, рецессивность, аллельность, гены,
сцепленные с полом, кроссинговер, эпистаз, комплементарность, полимерия;
-знают законы наследования Грегора Менделя при моно-, ди-, полигибридном
скрещивании;
-знают устройство светового микроскопа и правила работы с ним;
-приводят примеры различных видов скрещивания, множественного аллелизма;
-умеют записывать схему скрещивания, с использованием генетической
символики;
-умеют определять типы образующихся гамет у гетерозиготных и гомозиготных
организмов при скрещивании, их число;
-умеют составлять решётку Пеннета;
-дают оценку расстояния между генами;
-сравнивают наследование сцепленный и не сцепленных генов;
-умеют характеризовать принципы гибридологического метода;
-умеют определять соотношение генотипов и фенотипов при расщеплении;
-умеют ориентироваться в наследовании при полном и неполном доминировании;
-объясняют необходимость мер профилактики наследственных заболеваний
человека.
Содержание учебного курса
Введение - 1 час
Цели и задачи курса. Актуализация ранее полученных знаний по разделу биологии
«Основы генетики».
Тема 1. Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования
генов и формирования признаков - 3 часа
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетическая терминология и
символика.
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Половое размножение.
Мейоз, его биологическое значение. Строение и функции хромосом. ДНК –
носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в
клетках. Ген. Генетический код.
Демонстрации: модель ДНК и РНК, таблицы «Генетический код», «Мейоз»,
модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом;
хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Тема 2. Законы Менделя и их цитологические основы - 7 часов
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные
Г. Менделем.
Гибридологический
метод
изучения
наследственности.
Моногибридное
скрещивание.
Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование.
Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели.
Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание.
Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы
генетических законов наследования.
Практические работы:
№1 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».
№2 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание».
№3 «Решение генетических задач на полигибридное скрещивание»
Демонстрации: решетка Пеннета, биологический материал, с которым работал
Г.Мендель.
Тема 3. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Множественный аллелизм.
Плейотропия - 5 часов
Генотип как целостная система.
Взаимодействие
аллельных
(доминирование,
неполное
доминирование,
кодоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в
определении признаков.
Плейотропия. Условия, влияющие на результат взаимодействия между генами.
Практические работы:
№4 «Решение генетических задач на взаимодействие аллельных и неаллельных
генов».
№5 «Определение групп крови человека – пример кодоминирования аллельных
генов».
Демонстрации: рисунки, иллюстрирующие взаимодействие аллельных и
неаллельных генов
• окраска ягод земляники при неполном доминировании;
• окраска меха у норок при плейотропном действии гена;
• окраска венчика у льна – пример комплементарности
• окраска плода у тыквы при эпистатическом взаимодействии двух генов
• окраска колосковой чешуи у овса – пример полимерии
Тема 4. Сцепленное наследование признаков и кроссинговер - 5 часов
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное
наследование признаков.
Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов.
Генетические карты хромосом.
Цитологические основы сцепленного наследования генов, кроссинговера.
Практическая работа №6 «Решение генетических задач на сцепленное
наследование признаков»
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности,
перекрест хромосом; генетические карты хромосом.
Тема 5. Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность -5 часов
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом.
Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с
полом. Пенетрантность – способность гена проявляться в фенотипе.
Практические работы:
№7 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование»
№8 «Решение генетических задач на применение пенетрантности»
Демонстрации: схемы скрещивания на примере классической гемофилии и
дальтонизма человека
Тема 6. Генеалогический метод -3 часа
Генеалогический метод – фундаментальный и универсальный метод изучения
наследственности и изменчивости человека.
Установление генетических закономерностей у человека. Пробанд. Символы
родословной.
Практическая работа №9 «Составление родословной».
Демонстрации: таблица «Символы родословной», рисунки, иллюстрирующие
хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Тема 7. Популяционная генетика. Закон Харди-Вейнберга - 3 часа
Популяционно-статистический метод – основа изучения наследственных болезней
в медицинской генетике.
Закон Харди-Вейнберга, используемый для анализа генетической структуры
популяций.
Практическая работа №10 «Анализ генетической структуры популяции на основе
закона Харди-Вейнберга»
Повторение по курсу - 2 часа
Тематическое планирование
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема
Кол-во
часов
Введение
Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов
и формирования признаков
Законы Менделя и их цитологические основы
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Множественный аллелизм.
Плейотропия
Сцепленное наследование признаков и кроссинговер
Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность
Генеалогический метод
Популяционная генетика. Закон Харди-Вейнберга
Повторение по курсу
Итого
1
3
7
5
5
5
3
3
34
Приложение №1
Поурочное планирование
№
Тема занятия
Количество
п/п
часов
Введение
1. Цели и задачи курса
1
Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и
формирования признаков
2. Генетика - наука о закономерностях наследственности и
1
изменчивости
3. Генетическая терминология
1
4. Строение и функции хромосом.
1
Законы Менделя и их цитологические основы
5. Законы наследования признаков
1
6. Моногибридное скрещивание
1
7. Полное и неполное доминирование
1
8. Дигибридное скрещивание.
1
9. Практическое занятие №1 «Решение генетических задач на
1
моногибридное скрещивание»
10. Практическое занятие №2 «Решение генетических задач на
1
дигибридное скрещивание»
11. Практическое занятие №3 «Решение генетических задач на
1
полигибридное скрещивание»
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Множественный аллелизм.
Плейотропия
12. Взаимодейтсвие генов. Генотип как целостная система
1
13. Взаимодействие аллельных генов и неаллельных генов
1
14. Плейотропия, условия влияния на резутат взаимодействия между
1
генами
15. Практическое занятие
№4 «Решение генетических задач на
1
взаимодействие аллельных и неаллельных генов»
16. Практическое занятие №5 «Определение групп крови человека –
1
пример кодоминирования аллельных генов»
Сцепленное наследование признаков и кроссинговер
17. Хромосомная теория наследия группы сцепления
1
18. Закон Т. Моргана
1
19. Генетические карты
1
20. Решение генетических задач
1
21. Практическое занятие №6 «Решение генетических задач на
1
сцепленное наследование признаков»
Наследование признаков, сцепленных с полом. Пенетрантность
22. Генетическое определение пола
1
23. Генетическая структура половых хромосом
1
24. Наследование с признаком сцепленных с полом
1
25. Практическое занятие №7 «Решение генетических задач на
1
сцепленное с полом наследование»
26. Практическое занятие №8 «Решение генетических задач на
1
применение пенетрантности»
Генеалогический метод
Генеалогический метод – фундаментальный и универсальный метод
изучения наследственности и изменчивости человека
28. Составление родословной
29. Практическое занятие №9 «Составление родословной»
Популяционная генетика. Закон Харди-Вейнберга
30. Популяционно-систематическая основа изучения наследственности
31. Закон Харди-Вейберга
32. Практическое занятие №10 «Анализ генетической структуры
популяции на основе закона Харди-Вейнберга»
Повторение по курсу
33. Повторение по курсу. Решение генетических задач
34. Повторение по курсу. Решение генетических задач
27.
1
1
1
1
1
1
1
1
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1"
КЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Куроптева Елена Ервандовна,
директор
07.10.23 12:43 (MSK)
Сертификат FC922D35C9C87E15412473DA2336F687