Положение об индивидуальном проекте обучающихся МБОУ СОШ №1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» Кемского муниципального района
(МБОУ СОШ №1)
Утверждено
Приказом № 279 от 14 октября 2021 года
Директор МБОУ СОШ №1 Е.Е. Куроптева
Положение
об индивидуальном проекте обучающихся МБОУ СОШ №1
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об индивидуальном проекте обучающихся МБОУ
СОШ №1 (далее – Положение) в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» Кемского муниципального
района (далее – Учреждение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, на основании
требований федерального государственного стандарта среднего общего образования.
1.2. Индивидуальный проект представляет собой форму организации
образовательной деятельности (учебное исследование или учебный проект).
1.3. Индивидуальный проект выполняется каждым обучающимся самостоятельно
под руководством педагога (далее – руководитель проекта) по выбранной теме в рамках
одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области
деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной,
иной).
1.4. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
✓ сформированность
навыков
коммуникативной,
учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
✓ способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
✓ сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов, действий при решений различных
задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей;
✓ способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планированияработы,отбораиинтерпретациинеобходимойинформации,
структурирования аргументациирезультатов исследования на основе собранных
данных, презентации результатов.
1.5. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося
по ФГОС СОО.
1.6. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или
двух лет в рамках учебного времени, и должен быть представлен в виде завершенного
учебного исследования или разработанного проекта. Работа над индивидуальным
проектом может осуществляться в рамках времени, отведенного на внеурочную
деятельность.
1.7. Руководителем индивидуального проекта может быть педагог Учреждения
и/или сотрудник иной организации или иного Учреждения, в том числе высшего,
представители семьи обучающегося.
1.8. Обучающийся в течение 2-х учебных лет (10-11 класс) по желанию может
выполнить один или несколько индивидуальных проектов.

2

1.9. Публичная защита проекта проходит в сроки, установленные администрацией
Учреждения. Оценка проекта переводится в пятибалльную систему и выставляется в
электронный журнал.
1.10. Индивидуальный проект может участвовать во внешкольных конференциях
и конкурсах муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней.
Победы в этих конкурсах, по решению Педагогического совета Учреждения, могут
повлиять на итоговую отметку, выставляемую разработчику проекта.
2.Цели и задачи
2.1. Цели индивидуального проекта: формирование способности и готовности
учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению,
переносу и интеграции; к сотрудничеству и коммуникации; к решению личностно и
социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; к
использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации,
саморегуляции и рефлексии.
2.2. 3адачи:
✓ научиться приобретать знания из разных источников;
✓ развивать умения пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач;
✓ развивать исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора
информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез,
обобщения);
✓ развивать системное мышление;
✓ обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
✓ поддерживать мотивацию в учении;
✓ реализовать потенциал личности;
✓ мотивировать выбор профессии, профессиональной и социальной адаптации.
3. Направления деятельности
3.1. На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями
деятельности являются: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское;
инженерное; информационное, конструкторское.
Социальный проект нацелен на решение социальных задач, отчетные материалы
по социальному проекту могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты,
видео-, фото- и аудио-материалы.
Бизнес-проектирование. Целью данного проекта является получение
обучающимися опыта проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить
общие алгоритмы деятельности, связанной с созданием и продвижением нового продукта
- товара или услуги в самом широком смысле этих слов.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он
включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи
исследования обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, описание
инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация
полученных результатов, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении
проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент,
моделирование, социологический опрос и др.
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
✓ естественнонаучные исследования;
✓ исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки
школьной программы, например в психологии, социологии);
✓ экономические исследования;

3

✓ социальные исследования;
✓ научно-технические исследования.
Для исследований в естественнонаучной, научно-технической, социальной и
экономической
областях
желательным
является
использование
элементов
математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том
числе).
Инженерный проект нацелен на освоение обучающимися общих элементов
инженерной технологии разработки и внедрения технических устройств. Итогом
разработки и реализации инженерного проекта является представление рабочей
технической конструкции или модели (новой или усовершенствованной) и вывод,
составленный на основе анализа технических характеристик.
Конструкторский проект – материальный объект, макет, иное конструкторское
изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте
или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой
аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности: её
коррекции по ходу работы. Выходом проекта (продуктом) может быть публикация в
СМИ, в том числе в сети Интернет.
3.2. Проект может быть полидисциплинарным.
3.3. Результатом (продуктом) индивидуального проекта может быть любая из
следующих работ:
✓ печатная работа (словарь, сборник, публикация в СМИ, справочник, пособие,
бизнес-план, отчет о проведенных исследованиях и т.д.);
✓ мультимедийные продукты (видеоролики, видеофильмы, развивающие программы,
обучающие программы и т.д.);
✓ материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
✓ отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты,
так и мультимедийные продукты и т.д.
4. Требования к структуре работы
4.1. Индивидуальный проект может быть реализован в виде проекта или
исследовательской работы.
4.2. Структура проектной работы.
Постановка проблемы. Необходимо раскрыть, почему возникла необходимость
создания нового продукта (или в чем польза усовершенствования имеющегося продукта).
Определение критериев результативности. По каким главным параметрам
реализованного проектного замысла автор планирует оценивать успешность проекта.
Создание концепции проекта, анализ ситуации, прогнозирование последствий.
Необходимо представить, на основе каких научных или технических средств
предполагается получить заявленные свойства объекта; привести результаты
исследования возможности и эффективности применения этих средств; провести анализ
возможных положительных или отрицательных последствий, которые могут возникнуть
для объекта, окружающей среды, людей.
Определение доступных ресурсов – что необходимо для реализации проекта:
материалы, комплектующие и как их получить; сколько времени предполагается
потратить на реализацию проекта; финансовые средства (на что и сколько, это средства
спонсоров, родителей, школы и др.); какие потребуются консультанты и какова их
квалификация и др.
План выполнения проекта. Здесь необходимо представить план выполнения
проекта, рассчитав время, методы работы на каждом его этапе.

4

Реализация плана, корректировка. Необходимо описать ход выполнения проекта,
возникшие трудности и способы их разрешения; какие результаты (возможно,
незапланированные) были получены на промежуточных стадиях выполнения проекта, и
как на основании них проводилась корректировка первоначального замысла.
Оценка эффективности и результативности. Общая оценка достигнутого результата,
его сравнение с первоначальным замыслом, авторская оценка эффективности проекта и
перспективы его дальнейшего развития.
Литература. Приводится список литературных источников, использованных в
работе.
Индивидуальный проект может быть исследовательским или содержать
исследовательскую часть.
4.3. Структура исследовательской работы
Обоснование темы. Здесь автор раскрывает, что конкретно его заинтересовало, какие
конкретно непонятные свойства объекта или явления нуждаются в проведении
эксперимента для получения новых знаний о нем.
Постановка цели и задач. Формулируется направление исследований (цель) и шаги,
которые нужно предпринять, чтобы эту цель достичь (задачи). Цель должна быть одна,
все остальные важные положения необходимо перевести в ранг задач.
Гипотеза (для школьных исследований не всегда обязательна) - предположение,
которое доказывается или опровергается в ходе исследований. Гипотеза не должна быть
тривиальной (пример такой гипотезы: «В результате захода Солнца за горизонт ночью
температура падает»),
Методика. Это главный инструмент получения учащимися собственных данных.
Методика должна быть определена конкретно, и автор должен уметь объяснять ее суть
(например, маршрутный учет хищных птиц; контент-анализ и др.). Необходимо помнить,
что у признанных научных методик есть авторы. Ссылки на источники, из которых были
получены сведения о методах исследования, обязательны при изложении полученных
результатов.
Собственные данные. Главный этап работы. Эту часть автор должен четко выделять
и предъявлять, как собственную. Данные должны быть получены путем самостоятельного
применения автором методики. В результате этого этапа автор развивает навык применять
теоретические сведения на практике; осваивает практический опыт работы с конкретным
материалом (литературным произведением, геологическим образцом и др.); развивает
способность говорить «от первого лица» при работе с первоисточниками.
Анализ полученных результатов. Здесь учащийся с помощью руководителя
обобщает полученные данные, анализирует их, сравнивая как между собой, так и с
взятыми из литературы; фиксирует новые знания, которые удалось получить.
Выводы. На этом этапе автор дает ответы на вопросы, поставленные в цели и
задачах работы. Полнота логической связи между целями, задачами, гипотезой и
выводами является одним из главных достоинств работы. Целесообразно дать постановку
задачи на развитие исследования на основе полученных знаний.
Источники. Приводится список источников, использованных в работе.
4.4. Требования к тексту работы.
4.4.1. Содержание печатного текста работы:
✓ Титульный лист (указывается полное название школы; тема индивидуального
проекта; автор проекта: ФИО, класс; руководитель проекта: ФИО, должность;
место и год выполнения проекта).
✓ Оглавление (содержание) (с указанием страниц).
✓ Основная часть:
1. Введение
1.1 Актуальность темы проекта / постановка проблемы
1.2 Обоснование выбранной темы индивидуального проекта

5

1.3 Определение цели и задач / объекта, предмета, выдвижение гипотезы
1.4 Методы работы над индивидуальным проектом
1.5 Новизна темы индивидуального проекта
2. Основная часть
2.1 Теоретические основы темы индивидуального проекта
2.2 Практическая часть (опросы, анкетирование, сравнение и т.д.)
2.3 Создание продукта индивидуального проекта (ход работы над продуктом
проекта)
✓ Заключение
✓ Список источников
✓ Приложения
4.4.2.Правила оформления печатного текста работы.
1) Общие требования:
✓Использовать только белую бумагу формата А4.
✓Работу следует сдавать строго в напечатанном виде на компьютере.
✓Введение к работе, заключение, содержание, новые главы оформляют с новой
страницы.
✓Размеры полей жестко регламентированы:
• Левое 30мм (запас под скрепление);
• Правое 10мм;
• Верхнее и нижнее по 20 мм.
✓Ориентация листа используется вертикальная.
✓Горизонтальную использовать разрешено, но только для приложений, а не основной
части работы.
✓Выравнивание текста работы по ширине.
✓Величина отступа для абзаца 1,25 см.
✓При написании работы разрешается использование шрифта только чёрного цвета.
⚫Шрифт TimesNewRoman
⚫Кегль (размер букв) – 12.
⚫Интервал между строками 1,5.
✓Использовать заглавные буквы можно только в названиях разделов.
✓Для выделения важных слов или формул допускается использовать полужирный
курсив.
2) Оформление титульного листа (Приложение 1)
Титульный лист является первым листом текстового документа. На титульном листе
приводятся следующие сведения:
✓Полное название образовательного учреждения (располагается по центру вверху
страницы);
✓Тема работы (заглавными буквами без кавычек, шрифт полужирный);
✓Данные об авторе проекта: ФИО, класс (выравнивается по правому краю);
✓Данные о руководители проекта: ФИО, должность (выравнивается по правому
краю);
✓Место и год выполнения работы (располагается по центру страницы).
3) Оформление содержания (Приложение 2) и заголовков (Приложение 3)
✓Заголовок должен отражать содержимое раздела работы;
✓Шрифт заголовка полужирный TimesNewRoman, размер букв 18,располагается по
центру;
✓Заголовок раздела печатается с заглавной буквы и без точки в конце. Переносить
слова в заголовках не допускается.

6

✓Подзаголовки выполняются шрифтом TimesNewRoman, размер букв 16,
располагаются на уровне абзаца;
✓Каждый раздел работы оформляется с новой страницы.
✓Главы нумеруются арабскими цифрами(1., 2., ...). В нумерации параграфа идет
номер главы, точка, номер параграфа (например, 1.1., 1.2., 1.3. и т.д.).
✓Если параграфы содержат пункты, то пункты нумеруют тремя цифрами через точку,
например, 1.1.1., 1.1.2., и т.д., где первая цифра - номер главы, вторая - номер
параграфа, третья - номер пункта.
4) Нумерация страниц работы
✓Нумерацию следует использовать сквозную;
✓Следует применять только арабские цифры;
✓Титульный лист подлежит нумерованию, но цифру на нем ставить не следует;
✓Располагается номер страницы внизу по центру, в правом верхнем или правом
нижнем углу;
✓Не допускается использование в оформлении исследовательской работы рамок,
анимации и других элементов для украшения.
5) Оформление библиографических ссылок
Ссылки используются для следующих случаев:
⚫ Цитирование текста из другого источника;
⚫ Использование чужих схем и таблиц;
⚫ Исследование какой-либо работы;
⚫ Отсылка к статье, где более детально можно почитать о раскрываемой в проекте
теме.
Часто используются оформление библиографических ссылок двумя способами:
⚫ Подстрочные – они располагаются внизу страницы;
⚫ Затекстовые – представляют собой цифры в квадратных скобках, встречаются по
всему тексту.
Подстрочные ссылки оформляют как примечание. По ходу текста вставляют
сноску с нумерацией или маркером, который отошлет читателя к данной ссылке. Если
маркировка идет арабскими цифрами, то ее вести через всю работу. Можно на каждый
раздел создавать свою нумерацию, или же придерживаться единой.
Затекстовые ссылки следует оформлять как цифровые пометки в тексте,
оформляются в квадратных скобках. Здесь указывают порядковый номер литературы из
библиографического списка (Пример: [3]), через запятую ставится номер страницы, где
можно более подробно ознакомиться с таблицей или текстом. Пример: [2, с. 354].
6) Оформление списка источника(Приложение 4)
Источники располагаются в алфавитном порядке.
1. Порядок, по которому оформляется каждый источник: сначала указывается
группа авторов, затем идут название, город, издательство, год, общее число страниц.
Пример: Якушинский В.К. Гражданский процесс зарубежных стран. – М.: «Дрофа», 2008.
– 304 с.
2. Книга под редакцией оформляется несколько по-другому. Нужно указать
название, затем имя редактора, город, издательство год, количество страниц.
Пример: Авторские и смежные с ними права. Постатейный комментарий глав 70 и 71 ГК
РФ. / ред. Пшенинников П.В. – М.: «Экспо», 2010. – 470 с.
3. Ссылка на интернет – ресурс оформить нужно следующим образом: сначала
название статьи, название ресурса, полный адрес из поисковой строки.
Пример:

7

1. Трудовое право [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Трудовое_право
2. Федеральное
государственное
учреждение
«Новосибирский
научноисследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е. Н.
Мешалкина» Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации
:
офиц.
сайт.
–
Режим
доступа:
WWW.
URL:
http://www.meshalkin.ru/institut/history.html. – 25.02.2013.
7) Оформление приложений в работе (Приложение 5)
В приложения можно вложить:
⚫
Таблицы большого объема (справочные данные или технические характеристики);
Эмпирические формулы;
⚫
Авторские методики;
⚫
Иллюстрации (схемы, рисунки).
При оформлении приложений работы нужно ориентироваться на следующие
правила:
✓Приложения размещать и нумеровать нужно по мере упоминания их в основной
работе;
✓Все приложения следует оформлять с чистого листа;
✓Обязательно соблюдать их нумерацию;
✓Номер приложения выравнивается по правому краю;
✓После номера с новой строки следует указать тему, которой посвящено приложение.
4.5. Требования к компьютерной презентации:
4.5.1. Общие требования:
✓На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая
информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение
мыслей докладчика, но не наоборот;
✓Количество слайдов должно быть не более 20;
✓При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5
минуты;
✓Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную
информацию желательно помещать в центр слайда.
4.5.2. Примерный порядок слайдов:
✓1 слайд – Титульный (название работы без кавычек, автор (ФИО, класс),
руководитель (ФИО, должность), дата);
✓2 слайд – Цель и задачи работы;
✓3 слайд – Блок-схема проекта (объект, предмет, гипотеза, методы, новизна)
✓4 – 5 слайд – Теоретическая часть;
✓6 – 7 слайд – Практическая часть;
✓8 – 9 слайд – Продукт индивидуального проекта (ход работы)
✓10 – 11 слайд – Выводы;
✓12 слайд – Спасибо за внимание!
4.5.3. Правила шрифтового оформления:
✓Рекомендуется использовать шрифты без засечек (Arial, Verdana, Calibri);
✓Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 20-36 пунктов (обычный текст);
✓Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для
смыслового выделения ключевой информации;
✓Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта.

8

4.5.4. Правила выбора цветовой гаммы:
✓ Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей
презентации. Основная цель – читаемость презентации;
✓ Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светлозеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);
✓ Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо
читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);
✓ Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.
4.5.5. Графическая информация:
✓ Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести смысловую
нагрузку, сопровождаться названиями;
✓ Изображения (в формате jpg) лучше заранее обработать для уменьшения размера
файла;
✓ Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;
✓ Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).
4.5.6. Анимация:
✓ Анимация используется только в случае необходимости.
4.5.7. Расположение информационных блоков на слайде
✓ Структура слайда должна быть одинаковой на всей презентации.
✓ Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна
соответствовать логике ее изложения.
✓ Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
✓ Информационных блоков на слайде не должно быть слишком много (оптимально
3, максимум 5).
✓ Рекомендуется объединение семантически связанных информационных элементов
в целостно воспринимающиеся группы;
✓ Рекомендуемый размер одного информационного блока – не более 1/2 размера
слайда;
✓ Информационные блоки рекомендуется располагать горизонтально, связанные по
смыслу блоки – слева направо.
✓ Поясняющая надпись должна располагаться под рисунком (фотографией,
диаграммой, схемой).
5.Выбор темы проектной работы
5.1. Тема индивидуального проекта должна соответствовать следующим
требованиям:
✓ тему обучающиеся выбирают самостоятельно;
✓ тема проекта должна отражать проблему, рассматриваемую в проекте;
✓ тема проекта должна быть сформулирована грамотно с литературной точки
зрения.
Выбранная обучающимся тема проектной работы может реализовывать
познавательный мотив, ориентироваться на интересы и увлечения обучающегося, решение
личностных проблем, будущую профессию.
На защите индивидуального проекта обучающимся должны быть представлены:
✓ актуальность проекта;
✓ положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так
и для других людей;
✓ ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации
проекта, возможные источники ресурсов;

9

✓ риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при
реализации данного проекта.
6. Сроки выполнения проекта
6.1. Проект выполняется в течение одного года или двух лет, в 10 или 11 классе:
не позднее 30 апреля текущего учебного года.
Подготовительный период – сентябрь, октябрь.
Планирование – октябрь-ноябрь.
Работа над проектом – ноябрь-февраль.
Внешняя предварительная экспертиза – конец февраля.
Корректировка полученного результата в соответствии с рекомендациями - март.
Подготовка проекта к итоговой публичной защите - март.
Публичная защита проекта – март-апрель.
Участие проекта во внешкольных конференциях и конкурсах различных уровней
(возможное) – апрель.
7.Разработка индивидуальных проектов и их промежуточное оценивание
7.1 Этапы разработки индивидуальных проектов и их промежуточное оценивание:
✓ подготовительный период,
✓ планирование,
✓ работа над проектом,
✓ подготовка проекта к итоговой публичной защите,
✓ публичная защита индивидуального проекта.
7.2.Подготовительный период:
✓ постановка проблемы или основополагающего вопроса и формулировка темы
индивидуального проекта обучающихся;
✓ разработка темы и проблемных вопросов учебной темы;
✓ определение сроков выполнения проекта;
✓ защита темы проекта.
7.3 Планирование(оформлениеиндивидуальнойпрограммы реализации проекта)
✓ формулирование цели и задач проекта;
✓ определение типа и формы проекта;
✓ планирование структуры проектной работы;
✓ выдвижение основной гипотезы;
✓ определение источников необходимой информации;
✓ определение способов сбора и анализа информации;
✓ согласование этапов выполнения проекта; формулировка задач каждого этапа;
✓ согласование процедур и критериев оценки результатов проекта;
✓ оформление установочных документов проектирования (программы/плана
выполнения проекта).
7.4. Работа над проектом
✓ сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью,
опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);
✓ выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;
✓ выбор оптимального варианта хода проекта;
✓ поэтапное выполнение задач проекта:
1) сбор необходимой информации, работа с источниками,
2) работа с полученной информацией - анализ, обработка и обобщение,
3) проведение экспериментов и опытов;
4) формулирование выводов;
5) создание продукта;

10

6)самоанализ полученного продукта (сравнение с выдвинутой
проблемой, гипотезой).
7.5. Подготовка проекта к публичной защите
✓ самоанализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и
причин этого;
✓ подготовка материалов, представляемых к итоговой защите индивидуального
проекта;
✓ предоставление законченного печатного текста работы комиссии по проверке
индивидуального проекта не менее чем за 7 дней до защиты.
7.6. Публичная защита индивидуального проекта
✓ публичная защита проектов обучающихся 10, 11-х классов проводится в
установленное администрацией время;
✓ обучающиеся, выполнившие за время обучения в 10-11 классах несколько
индивидуальных проектов, могут представить на рецензию и публичную защиту
любой из них по своему усмотрению;
✓ публичная защита
индивидуального
проекта
оценивается
комиссией,
назначенной приказом по учреждению и состоящей не менее чем из 3-х человек;
✓ комиссия знакомится с рецензией на работу, пояснительной запиской и
оценивает публичную защиту индивидуального проекта:
1) четкость и доступность выступления,
2)глубина и широта знаний по проблеме, продемонстрированная в
ходе презентации;
3) качество ответов на вопросы;
4) артистизм и умение заинтересовать аудиторию;
5) использование наглядности и технических средств;
6) убедительность презентации;
✓ время на публичную защиту 10 минут, из них 7 минут на выступление
обучающегося и 3 минуты на вопросы комиссии;
✓ на защите могут присутствовать представители администрации, другие
учителя-предметники, классный руководитель, родители, обучающиеся.
7.7. Материалы, представленные к итоговой защите индивидуального проекта,
должны содержать:
✓ выносимый на защиту продукт;
✓ мультимедийная презентация - отчёт о целях, задачах проекта, реализации
проектного плана и полученных результатах (материал выступления на публичной
защите индивидуального проекта);
✓ печатный текст работы;
8. Оценивание проектной работы
8.1. Индивидуальный проект оценивается по бальной шкале. Полученные баллы
переводятся в оценку в соответствии с таблицей:
Количество баллов
Оценка
«5» отлично
12-14 баллов
«4» хорошо
9-11 баллов
«3» удовлетворительно
6-8 баллов
«2» неудовлетворительно
0-5 баллов

11

Работа оценивается каждым членом комиссии (не менее 3-х) отдельно, затем баллы
суммируются, и выставляется среднее арифметическое выставленных оценок в
соответствии с правилами математического округления.
8.2. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается
на основе письменного текста работа, презентации обучающегося и решения комиссии,
принимавшей публичную защиту индивидуального проекта.
8.3. Критерии оценивания:
№
п/п
1.

2.

3.

Критерии оценивания
Актуальность
проекта

Показатели критерия

темы Актуальность/ проблема проекта
чётко сформулирована и обоснована

2 балла

Формулировка
актуальности/
проблемы
проекта
носит
поверхностный характер

1 балл

Актуальность/ проблема проекта не
сформулирована

0 баллов

Формулировка целей и Цель проекта чётко сформулирована,
задач в соответствии с задачи обозначены в соответствии с
темой проекта
заявленной темой

2 балла

Цель сформулирована, но нет чётких
задач по достижению цели в
соответствии с темой проекта

1 балл

Цель проекта не сформулирована,
задачи не обозначены или не
соответствуют заявленной цели

0 баллов

Раскрытие темы и идеи Тема и идея проекта
проекта
через полностью,
содержание
продемонстрировал
содержания
Тема и идея
частично

проекта

раскрыты
автор
глубину

2 баллов

раскрыты

1 балл

Тема и идея проекта не раскрыты
4.

5.

Шкала
оценивания

Качество
продукта

0 баллов

проектного Проектный
продукт
полностью
соответствует требованиям качества
(эстетичен, удобен в использовании,
соответствует заявленной идее)

2 балла

Проектный продукт не соответствует
требованиям качества

1 балл

Проектный продукт не представлен
(отсутствует)

0 баллов

Качество публичного Выступающий свободно владеет
выступления
содержанием, ясно и грамотно
излагает суть работы, отвечает на
вопросы,
использует
весь

2 балла

12

сопутствующий материал, соблюдает
регламент (5-7 минут)

6.

7.

Выступающий недостаточно владеет
содержанием, испытывает некоторые
затруднения при ответах на вопросы

1 балл

Выступающий
не
владеет
содержанием, зачитывает печатный
текст работы полностью, не отвечает
на вопросы, не соблюдает регламент

0 баллов

Качество оформления Презентация
оформлена
в
компьютерной
соответствии со всеми требованиями,
презентации
прописанными в Положении об
индивидуальном
проекте
(читаемость,
адекватное
использование
иллюстративного
материала, адекватный объём текста
на слайде и т.д.)

2 балла

Презентация
оформлена
с
незначительными отклонениями от
требований

1 балл

Презентация оформлена с грубыми
нарушениями требований

0 баллов

Критерии оформления Печатный
текст
оформлен
в
печатного текста
соответствии со всеми требованиями,
прописанными в Положении об
индивидуальном
проекте
(поля,
шрифт,
кегель,
межстрочный
интервал
и
т.д.,
оформление
титульного
листа,
содержания,
заголовков,
списка
источников,
приложений)

2 балла

Печатный
текст
оформлен
с
незначительными отклонениями от
требований

1 балл

Печатный текст оформлен с грубыми
нарушениями требований

0 баллов

Оценка выставляется в электронный журнал на страницу «Индивидуальный проект», в
личное дело и в документ государственного образца, аттестат о среднем общем
образовании, в свободную строку.
8.4. Руководители индивидуального проекта и члены комиссии по проверке
индивидуального проекта получают сертификаты установленного образца.

13

Приложение 1
Пример оформления титульного листа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Кемского муниципального района
(МБОУ СОШ №1)

ВЛИЯНИЕ УДОБРЕНИЙ НА РОСТ РАСТЕНИЙ
индивидуальный проект

Автор проекта: Иванов Иван Иванович,
11-А класс
Руководитель проекта: Петрова Мария Ивановна,
учитель технологии

г. Кемь
2021 год

14

Приложение 2
Пример оформления содержания / оглавления

Содержание / оглавление
1. Введение
1.1. Актуальность темы проекта
1.2. Обоснование выбранной темы индивидуального проекта
1.3. Определение цели и задач
1.4. Методы работы над индивидуальным проектом
1.5. Новизна темы индивидуального проекта

3
3
*
*
*
*

2. Основная часть
2.1. Теоретические основы темы индивидуального проекта
2.2. Практическая часть
2.3. Создание продукта индивидуального проекта

*
*
*
*

3. Заключение

*

Список источников

*

Приложения

*

15

Приложение 3
Пример оформления заголовков текстового документа
1. Введение
1.1 Актуальность темы проекта
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
1.2 Обоснование выбранной темы индивидуального проекта
_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
1.3 Определение цели и задач
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1.4 Методы работы над индивидуальным проектом
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1.5 Новизна темы индивидуального проекта
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Основная часть
2.2 Теоретические основы темы индивидуального проекта
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________[3]______________
_________________________________________________________________________[1]__
2.2 Практическая часть
________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.3 Создание продукта индивидуального проекта
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Список источников

16

Приложение 4
Пример оформления списка источников, используемых в работе
Список источников
1. Авторские и смежные с ними права. Постатейный комментарий глав 70 и 71 ГК
РФ. / ред. Пшенинников П.В. – М.: «Экспо», 2010. – 470 с.
2. Трудовое право [Электронный ресурс
https://ru.wikipedia.org/wiki/Трудовое_право

Интернет].

Википедия.

URL:

3. Федеральное
государственное
учреждение
«Новосибирский
научноисследовательский институт патологии кровообращения имени академика Е.
Н. Мешалкина» Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации
:
офиц.
сайт.
–
Режим
доступа
:
WWW.
URL:
http://www.meshalkin.ru/institut/history.html. – 25.02.2013.
4. Якушинский В.К. Гражданский процесс зарубежных стран. – М.: «Дрофа», 2008. –
304 с.

17

Приложение 5
Пример оформления приложений
Приложение 1
Результаты анкетирования

Продажи
Кв. 1
Кв. 2
Кв. 3
Кв. 4

Диаграмма 1. Название диаграммы

Закупки
Кв. 1
Кв. 2
Кв. 3
Кв. 4

Диаграмма 2. Название диаграммы

Таким же образом оформляются таблицы, рисунки, фото, схемы и т.д.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1" КЕМСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, Куроптева Елена Ервандовна, директор
13.03.2023 09:49 (MSK), Сертификат FC922D35C9C87E15412473DA2336F687


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».